Почему евреи не уезжали

Почему российские евреи не едут в Израиль. Заметки путешественника

В последнее время я часто бываю в Москве в связи с организацией Российского отделения «Беад Арцейну» и много общаюсь с российскими евреями.

И мне, как наверное, каждому убежденному сионисту, возвращающемуся из поездок на историческую Родину с Родины доисторической, часто задают вопрос: «Каковы настроения среди евреев России, в связи с усилением националистических настроений и общим «завинчиванием гаек»? Каковы их планы «на отъезд»? Как пишут СМИ, гайки там закручиваются, антисемитизм растет — почему же евреи не едут?».

Вопрос этот я переадресовал активистам молодежного московского отделения «Беад Арцейну» и их родителям – и вот какая картина получилась:

Первой была названа причина:

Арабы. Зачем уезжать из нееврейской России, где жизнь привычна и налажена — что бы жить бок о бок с арабами? Тем более, что правящие круги Израиля открыто провозглашают курс на создание «государства всех граждан», а не «еврейского государства» — в государстве всех граждан российские евреи и так живут. Последние события, в первую очередь разрушение поселений, кадры избиений евреев еврейской полицией в Амоне вообще вогнали многих в состояние шока – получается, что единственная страна, в которой происходят еврейские погромы – это Государство Израиль. Российским евреям трудно понять это.

Несколько человек упомянули также, что сейчас, усилиями Сохнута, значительная часть новых репатриантов, уезжающих в Израиль из стран СНГ, составляют неевреи, причем понять, в чем заключается связь с еврейским народом этих новых граждан еврейского государства простому российскому еврею невозможно. Как сказал мне один молодой человек: «Я был в посольстве недавно и посмотрел на лица этих новых олим (репатриантов). Извините. Но если это евреи – то я вообще китаец! Общего у меня с ними нет ничего. Хватит мне быдла тут, но терпеть этих типов еще и в Израиле??».

Складывается впечатление, что национально ориентированные российские евреи постепенно перестают воспринимать Израиль как еврейское государство, государство еврейской мечты.

Вторая причина – экономическая ситуация. Среди людей старшего поколения она, пожалуй, даже первая причина «неотъезда». Молодежь считает, что в России можно более полно реализовать себя – будь то в области бизнеса или в профессиональной области. Пожалуй, единственная группа, которая все же не считает, что смогут реализовать себя в Российской Федерации – это те, кто твердо решил заниматься наукой. От былой ее популярности в России мало что осталось, ученые получают гроши, фундаментальные исследования свертываются, а среди населения (Москвы уж точно) царит «голимый культ денег» — но именно среди еврейской молодежи тех. для кого «деньги — это «не главное», все еще хватает. Но и они в первую очередь связывают свое научное будущее с Европой и Америкой, а не с Израилем. И это как раз странно – Израиль ведь ведущая научная и технологическая держава. Тут Израилю есть чем гордиться. Но эта сторона израильской жизни совершенно неизвестна российским студентам-евреям – сказывается чудовищно неэффективная работа российских представительств Сохнута и прочих подобных организаций.

На содержание аппарата Сохнута тратятся колоссальные деньги, собранные еврейством Диаспоры – но именно аппарата, сидящего в Израиле, местные сотрудники получают гроши. «Получить какую-либо нужную информацию из Сохнута про жизнь в Израиле – просто невозможно» — это мнение одной москвички. «Это же надо специально учиться, что бы так не рассказать ничего важного в разговоре! Прямо какие-то Штирлицы» – студентка, пытавшаяся выяснить в Сохнуте про возможность продолжения учебы в Стране предков. Но те, кто связан с российским «Беад Арцейну» — это все не типичная московская публика, это люди изначально национально- ориентированные. Однако таких среди московских «лиц еврейской национальности» явно не большинство.

В деятельность еврейских организаций в той или иной форме включена очень небольшая часть еврейской молодежи. Молодежные отделы или пустуют или просто закрываются – никто не ходит. Никакой «захватывающей сердце» пропаганды «за еврейство» или «за Израиль» на проводящихся официальных мероприятиях просто не ведется. Израиль для тусующихся вокруг официальных структур молодых людей – просто еще одна страна на юге, один из возможных, не самых предпочтительных, вариантов «где жить». Редкие дискотеки по еврейским праздникам – единственное, куда молодежь хоть как-то ходит.

Официальное еврейство совершенно не креативно, лишено даже подобия драйва, насквозь казенно — все это вызывает даже не чувство скуки, но просто полного равнодушия.

Единственно, что в Москве хорошо поставлено – это распределение помощи малоимущим пенсионерам. Все-таки, благотворительность была краеугольным камнем еврейских общин на протяжение двух тысячелетий Изгнания, живущие в Америке и Европе евреи (в большинстве никак с Россией-СССР не связанные) охотно жертвуют деньги «на помощь братьям», в Россию они передаются через структуры типа ДЖОЙНТа и религиозные организации.

Читайте также:  Почему juul не заряжается

Интерес к религии и прочей «духовности» у московских евреев высок. Самые экзотические секты, самые редкие (не говоря уж о статусных) христианские деноминации – полны «лиц еврейского происхождения». Крестится евреев много. Но на лекции, проводимые официальными еврейскими религиозными структурами, приходят максимум несколько десятков человек. Какая-то жизнь имеется лишь в «самодеятельных» общинах и организациях, не связанных с официальным московским еврейским истеблишментом, да в самоорганизовавшихся и самофинасирующихся общинах грузинских и горских евреев (горские – аж в двух экземплярах), действующих в помещении Хоральной синагоги. Но выполняют они, в первую очередь, функции землячества и бизнес-клуба.

Конечно, имеются и исключения, как же без них – но типичные «духовные окормители», раввины и лектора, местные и приезжающие из Израиля, которых можно встретить в московских синагогах, производят довольно странное впечатление. Я попытался представить себя полностью ассимилированным московским евреем, впервые пришедшим в синагогу – и понял, что через полчаса общения с этой публикой просто сбежал бы навсегда. Ощущение поной занафталиненности и самодовольной неадекватности. И тема про Израиль, про центральное религиозное значение Земли Израиля в иудаизме, про необходимость алии – в большинстве случаев просто «отсутствует как класс». Также, как отсутствует иудаизм в интеллектуальном пейзаже современной России.

Люди постарше говорят, что их пугает в Израиле в первую очередь неопределенность. У практически всех москвичей есть свои квартиры (оставшиеся от покойной Советской власти). В Израиле квартиры не купишь – это всеобщее убеждение. Иврит для нормальной работы за полгода оплачиваемых курсов в ульпане не выучишь. Через год пособие вообще кончается – и дальше полная неопределенность. А как учить детей, что со стариками? Многие отмечают, что нет «плана абсорбции» — если бы четко знать, что получишь кредит на профессиональную переподготовку, на обучение детей, на покупку жилья – было бы легче решиться на отъезд. Ну и смешанные браки, «якоря» в виде нееврейской родни тоже не способствуют алие.

Что же до пресловутого «закручивания гаек», то москвичи, тем более жители провинции, не ощущают его. Да, политические передачи на ТВ все более становятся похожи на брежневские – ну так что ж, альтернативных источников информации хватает. На экономической, да и просто повседневной жизни это не сказывается. К Путину и к «режиму» российские евреи относятся с доверием – хотя еврейская молодежь все же весьма заметна во всяческих радикальных организациях – вплоть до нацболов и русских ультра-националистов. Русский национализм тоже не ощущается российскими евреями как реальная угроза. Точнее – сообщения СМИ о «русском фашизме» — в реальной жизни его мало кто видел. Разговоры эти вызывают некоторое беспокойство, скорее на уровне подкорки – но все же направлен русский национализм на «южан», а от этнической преступности и прочих следствий нелегальной миграции евреи страдают также, как и прочие жители столицы. Как сказала мне одна «еврейская мама»: «Про нас «они» тоже не забудут, но я за свою жизнь уже столько пережила, как-нибудь выдержим и в случае нового завинчивания гаек».

В общем, в современных условиях единственная возможность для Израиля вновь получить освежающую волну еврейской репатриации из России — это радикально измениться. А для России избавиться от своих евреев – радикально ухудшиться.

Автор — председатель Международного Гиперсионистского Движения «Беад Арцейну» («За Родину!»).

Источник

Почему евреи не уезжали

Но потом случилось так, что евреям, и, как правило, не по собственной воле, пришлось переселяться в другие регионы. Так начали образовываться зарубежные еврейские диаспоры. Постепенно сложилось так, что они по численности превысили число иудеев, живущих на исторической родине. Вот основные вехи этого процесса.

В VI столетии до н.э. в центре Азии начало доминировать Вавилонское царство. В процессе своего расширения вавилоняне, руководимые царем Навуходоносором II, дошли до государств Ближнего Востока. Тогда добычей Вавилона стала Иудея. Используя наработки своих предшественников ассирийцев, вавилоняне также начали переселять порабощенные народы на другие, подконтрольные им земли. Эти насильственные выселения евреев в метрополию продолжались в течение 16 лет.

Однако, несмотря на оторванность от исторической родины, иудеи в Вавилонии сумели сохранить свою самобытность. За десятилетия там сформировалась мощная еврейская диаспора. Она настолько прочно встроилась в существующие структуры Вавилонского царства, что даже когда в 539 году до н.э. уже новый правитель региона персидский царь Кир Великий освободил евреев из плена, далеко не все они возвратились в Эрец-Исраэль. Так появилась первая крупная еврейская диаспора.

Новая волна еврейской эмиграции случилась двумя столетиями позже. В Европе появился новый завоеватель Александр Македонский, начавший строительство собственной империи, и в ходе которого покорил Иудею. Хотя сам процесс встраивания Иудейского царства в состав империи Александра прошел мирно, а его жители получили тогда массу преференций, некоторая часть из них сочла нужным переселиться. Так появились крупные еврейские диаспоры в городах Александрия и Антиохия.

Период новой насильственной эмиграции наступил в пору расширения Римской империи. В 63 году до н.э. на Ближний Восток двинулся походом Гней Помпей Магн, в ходе которого покорил Сирию и Иудею. После захвата Иерусалима, сопровождавшегося большими жертвами среди защитников города и Иерусалимского храма, в Рим отправился огромный караван награбленных ценностей и рабов.

Читайте также:  Инстаграм почему не находит местоположение

Впрочем, пленники из Иудеи оказались неважными рабами, и впоследствии значительную часть из них владельцы отпустили на вольные хлеба. Еще некоторое количество невольников из Иудеи получили свободу после их выкупа еврейскими купцами. В результате количество иудеев, свободно проживавших в Риме, достигла довольно значительной величины. Подтверждает это такой факт. В 4 году до н.э. в Рим из Иудеи прибыла официальная делегация. Собратьев встречала группа местных евреев количеством не менее 8 000 человек.

К концу II века практически все Средиземноморье было поглощено Римской империей. С этого времени все, кроме Вавилонии, места компактного проживания евреев оказались во внутренних регионах Рима. Это позволило им начать свободно перемещаться по территории, создавая новые общины. Спустя еще пару столетий, когда Римская империя официально перешла из язычества в христианство, евреи потянулись на запад, в будущие Испанию и Францию, а уже оттуда направились в сторону Балтики, создавая общины на германских землях.

После того как в VII столетии возник ислам, мусульмане начали быстрое продвижение по бывшим ранее христианскими регионам. У большинства еврейских общин просто не было выбора: они остались на местах проживания, приспосабливаясь к новым реалиям. Однако часть все же отступила вглубь азиатского и африканского континентов, образовав общины в Индии, Китае и Эфиопии. Уже в наше время племя фаллашей было вывезено из Эфиопии в Эрец-Исраэль.

В период Средних веков культуры европейских народов начали оказывать значительное влияние на еврейские общины. В результате на континенте сформировались две соперничающие между собой группы: сефарды и ашкеназы. Первые больше опирались на общины Испании, Португалии и до некоторой степени Италии. Во вторую группу вошли евреи, жившие в Германии.

После изгнания иудеев в 1492 году из Испании, а потом и из Португалии, значительная часть сефардов перебралась в Турцию, начав расселяться на подконтрольных османам землях Северной Африки, Южной Европы и в Палестине. Примерно в это же время ашкеназы начали мигрировать на восток, заселяя страны Центральной и Восточной Европы. Наибольшее количество их осело в Польше, в которой на тот момент времени для них сложились максимально комфортные условия.

К началу XIX столетия основная часть иудеев проживала на территории Европы. Но в это время уже началось массовое переселение людей в Америку, и евреи также потянулись туда. Еще большее их количество начали выбирать жизнь за океаном на переломе XIX и XX столетий, когда в Восточной Европе участились случаи антисемитизма. Тогда, примерно за 30 лет, из Восточной Европы преимущественно в США выехало более 2,75 миллионов евреев. Приметой того времени стало начало их постепенного возвращения в Эрец-Исраэль.

После Первой Мировой войны в Европе все прогрессировал антисемитизм. Из-за этого большая часть еврейского населения европейских стран старалась покинуть континент. С 1932 по 1939 год оттуда выехало свыше полумиллиона евреев, причем около половины из них направились не за океан, а в Палестину.

После прихода к власти в Германии нацистов ее покинуло до 300 тысяч евреев. Однако многие из них остались в Европе, не найдя возможности выехать в Америку или Палестину. По большей части их участь оказалась печальной. После начала Второй Мировой войны на всех территориях, оккупированных Германией и ее союзниками, началось массовое истребление еврейского населения. К 1945 году в Европе погибло не менее 6 миллионов евреев. Те же, кто выжил, по окончании войны предпочли покинуть континент. К счастью, в 1948 году было образовано Государство Израиль, после чего значительная часть евреев из диаспоры смогла переселиться на историческую родину.

Источник

В следующем году в Иерусалиме: почему уход «Сохнут» из России усилит эмиграцию евреев

Министерство полагает, что «Сохнут» нарушил российское законодательство. В чем состоит это нарушение, еврейское агентство, помогавшее с 1989 года в репатриации советских и российских евреев в Израиль, может и не узнать. Как не узнали и представительства 15 иностранных организаций — от Фонда Аденауэра до Московского центра Карнеги, — когда тот же Минюст индустриальным образом ликвидировал их в апреле 2022-го.

Политический разворот

Происходящее — еще одна линия зачистки всех возможных углов еще теплящегося организованного гражданского общества в России. Два первых трека звучат более громко — признание людей и организаций иноагентами и административные и уголовные дела против дискредитирующих армию или распространяющих о ней фейки. Впрочем, у иноагентов с иностранными организациями есть нечто общее: в принципе, это возрождение преследований «безродных космополитов», которое стартовало в январе 1949 года со статьи в газете «Правда» «Об одной антипатриотической группе театральных критиков».

С ликвидацией «Сохнута» — а сомнений в том, что Басманный суд согласится с Минюстом, мало — с удвоенной энергией продолжается борьба с современными «космополитами» и, можно сказать, «сионистами». Это очень плохой признак. И вот почему.

Читайте также:  Почему на элизабет не подействовало проклятие

Владимира Путина трудно обвинить в антисемитизме или в фобиях, связанных с Израилем. Был период, когда израильский премьер «Биби» Нетаньяху не вылезал из России, а его преемник Нафтали Беннетт пытался взять на себя, правда, безуспешно, миротворческую миссию в украинском конфликте. Российский президент даже принес израильтянам извинения за неловкое высказывание министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что у Гитлера были еврейские корни. Израиль не присоединился к коллективным антироссийским санкциям.

После начала «спецоперации»* на Украине волна эмиграции евреев из России стала расти, хотя в этом нет ничего удивительного — она лишь фрагмент во впечатляющем эмиграционном цунами. Уже не еврейская жена стала «не роскошью, а средством передвижения». Для многих семей эту роль взяла на себя еврейская бабушка. Опять же, ничего экстраординарного во всех этих процессах не было. Но никогда такого не было, и вот опять… Возможно, до «отказников» советских времен дело не дойдет, но законным становится сакраментально-анекдотический вопрос по поводу атмосферы вокруг «спецоперации»: а что это значит для евреев? Ответ пришел из Минюста: ничего хорошего.

Если уж российский политический режим в лице своего уполномоченного органа посылает более чем враждебный месседж организации, ответственной за репатриацию, это означает форсированное движение к конфликтным отношениям с Израилем. Что входит в диссонанс с предыдущей политической линией. Возможно, этот явно недружественный шаг — выражение недовольства помощью «Сохнута» украинским евреям. Так это или нет, но поворот России на Восток оборачивается поворотом на Ближний Восток. Репатриация всегда была важна для Израиля, собственно, государство на этом и стоит. И такой шаг Минюста может быть оценен израильской стороной не просто негативно, но крайне негативно.

Прозрачный намек

Впрочем, если в России, судя по последним событиям, полностью провалилась такая отрасль научного анализа, как исследования Украины, то почему бы и израильским исследованиям не потерпеть фиаско. К тому же, когда российские органы власти принимают какое-либо решение, едва ли они советуются со сколько-нибудь независимыми от них специалистами.

В данном случае недружественное решение выглядит еще и не слишком логично. Вроде бы интерес российских властей состоит в том, чтобы все недовольные и несогласные уехали из России, а в стране остались одни лоялисты. «Сохнут» этот процесс ускорял. И тогда тем более непонятно, в чем, собственно, претензии. Правовую сторону можно оставить без внимания: нет никаких сомнений в том, что «Сохнут», работая в стране три десятилетия, прекрасно разбирался в российских законах. Но сегодняшнее российское правоприменение не знает юридических же границ — закон толкуется исключительно в пользу государства, в пользу запретов и преследований по шатким основаниям.

Рассорившись со всем передовым миром, осталось разругаться только с Израилем. Что на выходе? Новые запреты на выезд? «Дело самолетчиков» 1970 года, когда группа советских евреев пыталась угнать самолет, а в ходе процесса подсудимая Сильва Залмансон воскликнула: «В следующем году в Иерусалиме!»? И это звучало как антисоветский лозунг. От преследования иногентов-«космополитов» один шаг до клеймения «сионистов» — в конце 1940-х страна это проходила. Уж не придется ли Израилю повторят опыт операции «Ковер-самолет», когда в 1949-1950 годах израильские ВВС спасали йеменских евреев, или операции «Шломо» 1991 года по спасению эфиопских евреев? Такое предположение выглядит абсурдно, однако не живем ли мы сейчас в таком мире, где вообще все возможно.

Нет, не от хорошей жизни в последние месяцы работы в России «Сохнут» был перегружен — поехали в Израиль и те, кто в иных обстоятельствах не стали бы уезжать. В 1967 году, после Шестидневной войны, которую «израильская военщина» выиграла, СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. Но именно тогда советские евреи осознали себя не обреченной на бесконечные унижения группой, а частью нации, способной демонстрировать силу и сплоченность, и это послужило стимулом к репатриации. В результате к началу XXI века в Израиле проживал примерно миллион бывших советских граждан.

Получается, что ликвидация «Сохнута» — сигнал российским евреям: вот теперь точно нужно уезжать. Это вопрос не к еврейскому агентству, а к российским властям, которые не слишком озабочены сохранением человеческого капитала.

Как писал Игорь Губерман:

«Не могу эту жизнь продолжать,

а порвать с ней — мучительно сложно;

тяжелее всего уезжать

нам оттуда, где жить невозможно».

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Источник

Поделиться с друзьями
Ответ и точка