Почему вы не сделали домашнее задание

Содержание
  1. Ученики не делают домашнее задание — почему и как быть?
  2. Почему ученики не делают домашнее задание
  3. Ученик не понимает, что от него нужно
  4. Учитель не дает обратную связь
  5. Ученик не чувствует результата
  6. У ученика мало времени
  7. Как организовать процесс
  8. 11 самых популярных отговорок учеников, не выучивших домашнее задание
  9. Отговорка №1. Вы нам не задавали
  10. Отговорка №2. Меня не было/я не знал мне не сказали
  11. Отговорка №3. Забыл (потерял) дневник
  12. Отговорка №4. Сделал, но забыл тетрадь дома
  13. Отговорка №5. Отключили свет, а я как раз собирался начать
  14. Отговорка №6. Я вообще не понял задание
  15. Отговорка №7. Вчера плохо себя чувствовал, да и сегодня тоже
  16. Отговорка №8. Меня родители забрали к бабушке (на дачу), а я не взял тетрадь (книгу)
  17. Отговорка №9. У меня кружок (тренировки) и поздно заканчиваются занятия
  18. Отговорка №10. Младший брат (собака) порвала
  19. Отговорка №11. У меня электронная книга/Интернет не работали
  20. Что же в итоге?
  21. Почему ученики не хотят выполнять домашнее задание материал по теме
  22. Скачать:
  23. Предварительный просмотр:

Ученики не делают домашнее задание — почему и как быть?

Когда речь заходит о домашнем задании, не только ученики, но и учителя часто впадают в панику. Причина очевидна — ученики не делают задания, а преподаватель не знает, как помочь и как решить эту проблему. В этой статье мы обсудим, почему ученики не делают домашнее задание, что делать в таком случае, как мотивировать, помочь ученикам и организовать процесс.

Почему ученики не делают домашнее задание

Вот самые распространенные причины, почему ученики не делаю домашку.

Ученик не понимает, что от него нужно

Возможно ученик даже не понял, что надо делать в задании или ему не хватает знаний и навыков.

  1. Давайте четкие и конкретные инструкции к домашнему заданию. При возможности разберите в конце урока, что именно надо делать.
  2. Проверяйте, что задание соответствует пройденному материалу.
  3. Советуйте выполнять домашнее задание после урока или на следующий день. Очень часто в классе ученики понимают весь материал, отличного его практикуют, но дома все уже забывают. Это может быть связано с тем, что они приступают к выполнению только через несколько дней.
  4. Если ученик не сделал домашнее задание, потому что что-то не понял, можно на уроке еще раз разобрать правила, используя другие методы и приемы. Например, при отработке Past Simple с младшими учениками я не буду заново объяснять правила образования, а воспользуюсь грамматической песней. Мы вместе слушаем и поем песню, а потом составляем песню уже про себя.

Преподаватель: What did you do, what did you do, what did you do yesterday?

Ученик: I went to a park, I went to a park, I went to a park yesterday.

Преподаватель: What did you wear, what did you wear, what did you wear last Sunday?

Ученик: I wore my jacket, I wore my jacket, I wore my jacket last Sunday.

Учитель не дает обратную связь

Многих учеников мотивирует обратная связь от учителя. А если они не получают похвалы или конструктивной критики, они могут не выполнять домашнее задание.

  1. Выделите время на обратную связь по домашнему заданию в плане урока.
  2. Пишите комментарии к выполненным заданиям или обсудите с учеником распространенные ошибки.

Ученик не чувствует результата

Некоторые ученики не выполняют домашнее задание, потому что не видят результата или не понимают эффективности.

  1. Покажите, какой прогресс может быть у ученика при выполнении домашнего задания, и сравните его с прогрессом, когда ученик занимается только в классе.

У ученика мало времени

Эта проблема бывает в основном у взрослых студентов. Кто-то работает, у кого-то семья, дети. От учителя в такой ситуации, к сожалению, мало что зависит.

Как организовать процесс

Следующие шаги помогут организовать эффективное выполнение домашнего задания.

  1. Объясните цель домашнего задания. Ученик должен понимать, почему так важно выполнить именно это задание, в чем польза именно для него. Домашнее задание должно быть положительным опытом, способствующим обучению, и ученик не должен рассматривать его как наказание.
  2. Дайте четкие инструкции. Обязательно предоставляйте четкие инструкции и размещайте информацию о заданиях в нескольких местах, например в электронном журнале и в групповом чате.
  3. Составьте план работы над заданием.

Для учеников очень важно иметь план, по которому они могут идти при выполнении задания. Помогите им разработать такой план. Например, можно разобрать несколько примеров из домашнего задания. Если задание объемное, то обсудите, как равномерно распределить выполнение на разные дни.

  1. Задавайте домашнее задание регулярно. Иначе у ученика не выработается привычка всегда его выполнять. Если ученик откладывает дела на потом или делает все второпях в последнюю минуту, то можно отправлять ему напоминание за день до урока.

А как вы мотивируете учеников делать домашнее задание? Поделитесь в комментариях

Источник

11 самых популярных отговорок учеников, не выучивших домашнее задание

Большая часть успеха в учебе — самостоятельная работа ученика дома, но многие ученики домашнее задание не делают и при проверке начинают выкручиваться. Детям их собственное выступление кажется актерской игрой высшего класса, но опытные педагоги слышали эти истории не раз. Мы привели ТОП-11 отговорок учеников.

Отговорка №1. Вы нам не задавали

Отговорка про «не задавали» хорошо работает для родителей, но в школе — не всегда. Хотя класс может поддержать такого ученика и хором заявить, что, мол, да, не задавали. Правда, «спалить» ситуацию может какой-нибудь «ботаник», отлично подготовивший урок и желающий получить оценку за труды своя. Вывести класс на чистую воду просто: посмотреть в дневниках или тетрадях, записано ли задание, и заглянуть в тетрадь прилежных учеников: если ничего не задавали, то почему же Саша/Маша/Катя сделали это задание? Совсем мало шансов учеников в школах с электронным журналом, в котором фиксируются все домашние задания.

Отговорка №2. Меня не было/я не знал мне не сказали

Это уже классика. Многие ученики искренне надеются, что это сработает. Они винят одноклассников за то, что те не сказали, не позвонили. Если ситуация повторяется часто, возможно дети правда не делятся информацией о домашнем задании из вредности. Но в любом случае нужно понимать, что ответственность узнавать задание у самого пропустившего, а не у его одноклассников.

Читайте также:  Почему виндовс 10 не видит телевизор

Из м/ф «Антошка», 1969 г.

Отговорка №3. Забыл (потерял) дневник

Тоже популярная отговорка. Некоторые еще и начинают упоминать других педагогов, что они, мол, на уроке забрали дневник, и вот из-за них ученик и не сделал работу. Есть дети, которые рассказывают о том, что дневник похож на тот, который был в прошлом году, случайно выкинули и т.д. Кстати, часто дети вообще не записывают задание в дневник, так что его наличие не сильно спасает их. Рекомендуем при обсуждении д/з проверять, записали ли ученики задание в дневнике или в тетради. Несколько уроков жесткой проверки записи домашнего задания с выниманием дневников из сумок, и потом этот этап урока будет проходить быстрее и эффективнее.

Отговорка №4. Сделал, но забыл тетрадь дома

И тут они делают очень грустное лицо, чуть ли не слезы на лице. Им ведь очень обидно, они все-все сделали, но вот тетради в рюкзаке нет. Бывает, у детей одинаковые тетради и говорят, что не ту тетрадь взяли. Но в ситуации, когда домашнее задание было устным, у таких учеников начинается паника.

Отговорка №5. Отключили свет, а я как раз собирался начать

Действительно, во всем всегда виноваты форс-мажорные обстоятельства. Свет действительно могли выключать, но на несколько минут, максимум 30, но в темноте у детей родилась идея и вовсе не делать задание, а отговорка уже готова.

Отговорка №6. Я вообще не понял задание

Дети любят говорить, что пытались, но у них не вышло. Или вопрос не поняли, или задание учителя не поняли. Ответственные дети в такой ситуации делают другое задание, подходят и извиняются, но показывают, что они пытались. А вот если ребенок и не хотел делать, то, скорее всего непонимание задание связано именно с отсутствием мотивации. Мы рекомендуем при объяснении домашнего задания не просто написать на доске номер параграфа и упражнений, а действительно обсудить задание, открыть его, посмотреть, задать наводящие вопросы и убедиться, что дети его поняли. Ну а если хотят выехать на «старался, но так и не получилось», пусть предоставят записи, черновики их «стараний». Не всегда желательно такого ученика вызывать к доске разбирать непонятное задание, потому что это может отбить вообще желание быть откровенным и говорить о своей неудаче. Но если ученик хочет, то отчего бы и не прорешать/обсудить вместе эти упражнения на переменке или в начале урока.

Отговорка №7. Вчера плохо себя чувствовал, да и сегодня тоже

Болезнь часто вносит корректировку в наши планы. Но у некоторых детей самочувствие ухудшается в ситуации, когда нужно интенсивно учиться: контрольная, сложная домашняя работа. И вот тут на помощь приходит классическая отговорка: «я болел». В этом случае нужно просить хотя бы записки от родителей с просьбой не спрашивать ученика в этот день из-за плохого самочувствия.

Отговорка №8. Меня родители забрали к бабушке (на дачу), а я не взял тетрадь (книгу)

Дети используют этот вариант в понедельник, ведь выходные — лучший способ поехать отдыхать. Возвращается семья в воскресенье, но желания учиться у детей нет. Вот и используют отговорку в виде реально существовавшего события. Кстати, дети и сами начинают верить в то, что это действительно причина не выучить урок. Советы: учите детей не откладывать выполнение домашней работы на выходные, ведь можно некоторые уроки сделать в середине недели. Не стоит давать объемные домашние задания на выходные, ведь ученики и так учатся по 5-6 дней в неделю и, как и взрослые, нуждаются в отдыхе и общении с семьей, с друзьями. Ну а если ученики регулярно говорят о том, что они не смогли сделать уроки, потому что родители их куда-то забрали, увезли и т.д., то стоит поднять вопрос с родителями, почему они нарушают препятствуют получению качественного образования их детьми, а значит, нарушают родительские обязанности. Такую семью (вполне благополучную, отдыхающую на курортах каждый уик-енд) можно поставить и на профсовет, конечно, после того, как все «нормальные» способы общения и педпросвещения не помогли.

Отговорка №9. У меня кружок (тренировки) и поздно заканчиваются занятия

Особенно это касается взрослых детей, они ходят на творческие, спортивные секции, плюс подготовка к экзаменам, а еще и хочется погулять, почитать и прочее. Вот и жалуются на отсутствие времени. «Жертвой» этой ситуации, естественно, будет домашнее задание. В сложных случаях нужен серьезный разговор с родителями, которые создают непосильную нагрузку для своих детей, не соответствующую их физическим возможностям. Такие дети страдают от нервозов, не высыпаются, у них слабый иммунитет и вообще целый «букет» проблем. С отдельными родителями нужно работать на профсовете, поднимать вопросы о ненадлежащем выполнении своих обязанностей.

Отговорка №10. Младший брат (собака) порвала

Эту отговорку чаще используют дети 10-14 лет. Проверить очень просто — узнать у классного руководителя или прийти на родительское собрание. Еще одна отговорка из этой же серии: разлил кофе/чай на тетрадь с выполненным заданием, приносить ее не стал. Учителям нужно знать: у ребенка-школьника должно быть собственное пространство в квартире, стол, ящик, принадлежности, которыми пользуется только он. Если такое пространство для ребенка не обеспечено, нужна серьезная работа с родителями — ребенок лишен элементарных бытовых удобств, что серьезно влияет и на успеваемость, и на здоровье ребенка.

Отговорка №11. У меня электронная книга/Интернет не работали

Пока эта отговорка не столь популярна, но в ближайшие годы, с введением электронных учебников, электронных дневников и всего остального электронного ребенок, у кого сломался девайс или пропало подключение к интернету, окажется отрезанным и от занятий, и от уроков и от прочего. Что делать в этих ситуациях? Учить детей и родителей сотрудничать с другими семьями и предоставлять альтернативные возможности проходить обучение.

Читайте также:  Почему душа не заходит

Что же в итоге?

Услышав от ребенка оправдание о причинах невыполненной работы, не следует сразу же делать вывод, что ребенок врет. Учитель должен прочувствовать ситуацию, задать несколько вопросов и только потом делать выводы. В жизни бывают непредвиденные обстоятельства, а ругая детей за то, в чем они не виноваты, мы может отбить у них желание учиться.

У каждого из нас могут быть причины, почему мы не выучили свой «урок»: не приготовили ужин, раньше легли спать, не столь интенсивно работали в офисе и т.д., так давайте и нашим детям-ученикам будем давать возможность ошибаться и быть иногда неготовыми к уроку. Мы рекомендуем в начале года объявить свои правила, как нужно поступать ученику, если не выучен урок, и давать несколько таких возможностей в год: 2-3 сгораемые попытки прийти неподготовленным по неуважительной причине без каких-либо санкций и нотаций.

Учителям следует обращать внимание: если один и тот же ученик регулярно приходит с невыученными уроками, нужно обращаться к родителям и фиксировать такие обращения под протокол. В отдельных случаях нужно организовывать обследование жилищно-бытовых условий семьи, профсоветы и иные способы воздействия.

Ну а если все ученики постоянно не готовы к уроку, то стоит проанализировать свою методику преподавания и построение отношений с учениками.

Читайте также:

А какие отговорки придумывают ваши ученики? Пишите в комментариях.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Почему ученики не хотят выполнять домашнее задание
материал по теме

Почему ученики не хотят выполнять домашнее задание

Работу выполнили: Пивалкина Т. А., Осипова Ф. А., Цветкова Т. А.,

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

Цель и задача:

Выявление причин невыполнения домашнего задания

Мотивации и рекомендации по контролю выполнения домашних заданий

Скачать:

Вложение Размер
pochemu_ucheniki_ne_khotyat_vypolnyat_domashnee_zadanie.docx 23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ученики не хотят выполнять домашнее задание

Работу выполнили: Пивалкина Т. А., Осипова Ф. А., Цветкова Т. А.,

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

Выявление причин невыполнения домашнего задания

Мотивации и рекомендации по контролю выполнения домашних заданий

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный и нелегкий труд. Всем известно, что такое домашнее задание. Не одно поколение обучающихся домашнее задание называют «домашкой». Что же такое «домашка»? «Домашка» — это то, что мешает «бедным» ученикам делать то, что им хочется после окончания всех уроков. «Домашка» – это кабала, в которую загоняют «ужасные» учителя и «вредные» родители. Зачем же из года в год педагоги настаивают на выполнении домашнего задания, и почему столько же поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи», идя на любые ухищрения?

Причины невыполнения домашнего задания

1. Ученик боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.

Многие дети боятся неудач, тем самым формируется различного вида поведение

(раздраженность, отрешенность, «торможение» реакции).

2. Непосильность выполнения домашнего задания.

Ученик не знает, как подойти к решению задачи. Часто задача, выполненная в классе, не похожа на домашнюю. Непосильные задания подрывают веру ученика в свои силы, убивают интерес к предмету и, тем самым, становятся причиной, порождающей неуспеваемость. Отсюда следует вывод: давать задания, используя материал учебника, хорошо усвоенный детьми.

3. Большой объем заданий.

Ученик не успевает выполнить и как правило пропадает интерес в выполнении заданий.

4. Недостаточный инструктаж учителя.

«Под звонок» называются номера примеров и задач, параграфов и т. п., а пояснения к ним не успевают даваться. В основном, при таком порядке, задание на дом, записывают второпях, не вдумываясь в то, что предстоит сделать. В следствие этого, мало кто дома из ребят сам сообразит и сделает. Кому-то помогут родители или более сообразительные товарищи, а кто-то, оказавшись лицом к лицу с непонятным заданием, так и не выполнит его. Это может войти в систему и как один из вариантов того, — начинается запущенность, зарождается неуспеваемость.

5. Неумение работать самостоятельно.

Самостоятельное выполнение любого задания требует прежде всего, чтобы ученик умел правильно и быстро подготовить рабочее место так, чтобы все необходимое для занятий было удобно расположено и на столе не было ничего лишнего. У школьника должна быть выработана привычка поддерживать на столе нужный порядок в течение всей работы. Важно, чтобы ученик умел заранее продумать ход предстоящей работы: определить в каком порядке следует готовить уроки по разным предметам, разобраться в чём смысл и какова цель каждого задания, наметить наиболее рациональный путь его выполнения, а затем действовать в соответствии с этим планом.

6. Взаимоотношения с учителем.

Постоянное выяснение взаимоотношений на уроке и вне его; необъективное выставление оценок и т. п.

Вследствие этого – «нелюбовь» к предмету и нежелание делать д/з

7. Семейные обстоятельства, социальный статус.

— Родители не уделяют должного внимания и т. п.

8. Не делает домашнее задание на зло.

Причина такого поведения различна, но одна из главных – обратить на себя внимание.

9. Система образование в нашей стране.

А именно – завышение оценок. Ученик прекрасно понимает, что ему все равно поставят три – так зачем «париться»?

10. Лень, нежелание делать домашнее задание.

— При вопросе — почему ты не сделал домашнее задание — слышится, чаще всего ответ:

— — «Неохота делать сложные задания»

— — «Я не понимаю, как делать это домашнее задание»

— — «Просто лень делать любые задания – нафига?» и т. п.

Все эти 10 причин более или менее соответствуют ответам, которые были даны учениками на такой вопрос: «Почему не сделал домашнее задание?»
Примерные ответы ученика:
— не понял
— не успел, помимо вашего предмета у меня много других предметов и дел
— болел
— меня не было на прошлом уроке, я не знал
— мне это не нужно.
— вы нам этого не объясняли
— вы нам ничего не задавали и все в подобном тоне.

Что надо сделать что бы заставить школьников делать домашние задания?

Нужно перестать их задавать! Но это невозможно.

1. Если ученики регулярно не готовят домашнее задание, то нормальный учитель ищет способы мотивации, убеждает, требует, организовывает труд этих детей, ищет причины и т.д.

2. Другой, кричит, угрожает, обзывает, кидается тетрадями.

— У первого, так или иначе, ребята начинают работать, выполнение домашней работы входит в систему.

— У второго успеха нет, растет лишь негативное восприятие личности учителя, переходящее порой в конфликт.
Учитель, порой, не учитывает психологических особенностей личности.

— Обаятельный парень, не глуп, но имеет 3 по предмету. Мама переживает, спрашивает что делать, вроде учит уроки?! Учитель выдает рецепт: вы его гоняйте больше. На самом деле ученик типичный флегматик, со всеми вытекающими последствиями.
У ученика часты конфликты с учителями, он любит «отстаивать» свою точку зрения. Спорит, даже когда неправ. Учителя в ответ ставят «неуды», а парень имеет демонстративный тип поведения.
Таких примеров можно привести достаточно много.

Выполнение (а точнее – невыполнение) домашних заданий школьниками часто становится причиной семейных конфликтов. Иногда отчаявшиеся родители прибегают к силовым методам воздействия и шантажу: «Пока не сделаешь уроки – гулять не пойдешь!» – заявляют они.

Исходя из причин невыполнения домашнего задания и используя советы психологов, вытекают следующие рекомендации для родителей и учителей.

1 . Помогите ребенку правильно организовать время для занятий.

Родители могут предложить ребенку вместе составить распорядок дня. Важно предусмотреть в нем не только время для занятий, но и для отдыха – прогулок и игр. Некоторым детям удобнее садиться за уроки сразу же после возвращения из школы, когда они еще не вышли из учебного ритма. Другим, напротив, требуется сначала отдохнуть, чтобы приступить к домашним занятиям «на свежую голову» и с новыми силами.

2. Помогите ребенку правильно расставить приоритеты.

Некоторым детям трудно решить, в какой последовательности лучше делать домашнюю работу и каким предметам стоит уделить больше внимания. Порекомендуйте ребенку начинать с самых сложных упражнений. Полезно повесить на видном месте расписание уроков, чтобы школьник лучше мог ориентироваться в сроках выполнения заданий.

Многие родители считают, что чем больше времени школьник сидит над учебниками – тем лучше. Это не так: время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий должно соответствовать возрасту и физическим возможностям ребенка. Занятия дни и ночи напролет могут привести к переутомлению, а то и к нервному истощению. Специалисты советуют посвящать занятиям:

• В первом классе – до 1 часа;

• Во втором классе – до 1,5 часа;

• В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;

• В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;

• В седьмом классе – до 3 часов;

• В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов

Некоторым детям трудно терпеливо высидеть даже час за уроками – им требуются короткие перерывы.

4. Предоставьте ребенку возможность самостоятельно выполнить домашнее задание.

Некоторые родители совершают ошибку, буквально стоя над душой у ребенка и контролируя, чтобы он ни на минуту не отвлекался от уроков. Другие, теряя терпение, сами готовы решать за школьника задачки, заданные на дом. И то и другое может породить в ребенке ощущение того, что ему не доверяют, неуверенность в себе, неумение проявлять самостоятельность.

5. Проверяйте домашние задания.

Родителям учеников начальных классов особенно важно ежедневно выделять время для проверки домашних заданий. Будьте готовы к тому, что ребенку периодически будет требоваться Ваша помощь. Если он что-то не понял на уроке – важно восполнить этот пробел в тот же день – наверстать упущенное через неделю, обнаружив плохие оценки в дневнике, будет гораздо сложнее.

6. Не забывайте хвалить ребенка за правильно выполненные задания.

Многие родители обращают внимание только на допущенные ошибки, при этом не замечая успехов ребенка по другим предметам. Простые слова «Молодец, ты отлично справился с заданием!» укрепят уверенность школьника в своих силах и станут стимулом для дальнейших достижений. Продумайте систему поощрений для ребенка. Например, если он хорошо закончил четверть – подарите ему долгожданную компьютерную приставку или сводите его в парк аттракционов.

7. Мотивируйте ребенка.

Постарайтесь в доступной форме объяснить ему важность выполнения домашних заданий и хорошей учебы в школе. Объясните, что делать уроки – это его работа, и что Ваш работодатель, точно так же, как школьный учитель, требует от Вас исполнения определенных обязанностей. Неплохо, если ребенок стремится быть похожим на авторитетного человека – например, стать хорошим специалистом или успешным человеком, как папа. Покажите ребенку наглядный пример. Пусть он время от времени видит своих родителей за умственным трудом – например, за работой или за чтением книг.

8. Уважительно относитесь к внеклассным занятиям ребенка.

Даже если Вам срочно потребовалась помощь по хозяйству – постарайтесь не отвлекать ребенка, пока он занят уроками. Соблюдайте тишину – не включайте музыку или телевизор, когда ребенок пытается сосредоточиться на домашнем задании.

9. Если ребенок не хочет делать уроки – постарайтесь выяснить причину этого.

Школьник может с удовольствием выполнять задания по одному предмету и при этом крайне неохотно браться за другой.

10. Помогите ребенку обустроить рабочее место.

Причина нежелания школьника садиться за уроки может крыться в неудобном расположении письменного стола или полном беспорядке в рабочей зоне. Помогите ребенку обустроить место для занятий так, чтобы ему было удобно – убрать все лишнее, разложить учебники и тетради, проверить, есть ли все необходимые канцелярские принадлежности.

— Учитель учит внешним видом, делом, словом.

— Требуешь от детей — будь образцом во всем.

— Познай каждого ученика.

— Учитель учится всегда.

— Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.

— Помни истоки свои, учи детей любить отчий край.

— Дети — зеркало нравственной жизни взрослых

Источник

Читайте также:  Почему грудничок не засыпает при кормлении
Поделиться с друзьями
Ответ и точка