Почему металлисты не любят рамштайн

Rammstein хуже Шнурова. Они копируют сами себя уже двадцать лет

Владимир Завьялов – о немцах, которые не хотят меняться.

Есть две оптики зрения на творчество группы Rammstein.

Первая должна вроде как опровергнуть заголовок (очевидно, глупый, преувеличенный и кликбейтный) этого текста. Ну, правда — если они такие безыдейные, скучные и неинтересные, почему их до сих пор массово слушают, обсуждают и ходят на концерты? Почему новые клипы мужиков за пятьдесят — инфоповоды в 2019 году?

Причины действительно есть. Rammstein за эти двадцать с лишним лет сделали много чего примечательного. Пустили металл на танцпол — пробовали многие (Oomph!, Tanzwut), но эффективнее и успешнее всех вышло у Rammstein.

Зазвучали по-немецки и брутально, вызывая у обывателя ровно те ассоциации, каких Германия пытается избегать уже 74 года — музыкой Rammstein как будто не получается не озвучивать в голове нацистские марши. Делали монументальные и очень дорогие шоу — с кучей пиротехники и дерзких жестов на тематику секса: клянусь, не видел ни одного человека, которого не поразило их шоу.

И, наконец, регулярно делали политические заявления, пели про Москву и Америку, но при этом аккуратно обходили стороной ту самую запретную для современных немцев тему. Карьере Rammstein уже 25 лет, но про Германию они спели только сейчас — естественно, сразу же нарвались на обвинения в антисемитизме, но вызвали бурную дискуссию абсолютно везде. Например, на сайте The Flow, аудиторию которого сложно заподозрить в любви к танц-металу. Новость о клипе читали лучше многих профильных. Показатель? Определенно.

А есть и другой взгляд на группу Rammstein. Давайте вырвем из контекста всех этих шоу с дилдаками и клипов про секс и холокост собственно музыку группы. Для наглядности — возьмем все треки со всех альбомов, хорошенько их зашаффлим, а потом по очереди угадаем — с какого альбома трек? А следующий?

Я вспомнил недавнее совместное видео Линдеманна со Шнуровым. Парадокс: у этих абсолютно непохожих музыкантов из разных, если совсем грубо, миров — есть один ярко выраженный общий атрибут. За пределами визуального и смыслового контекстов их музыка с ходу узнаваема и имеет свои характерные черты, но при этом абсолютно одномерна и практически бессменна на протяжении карьеры.

Удивительно, но Шнуров на этом фоне выглядит даже привлекательнее — он хоть хрипел, хрипит и будет хрипеть (люди, дудящие в дудки — та же тема), но, например, между песнями «Когда нет денег» (нефильтрованный и аутентичный ска) и «Вояж» (прыгучий поп под дурашливые синты) чувствуется зазор в 18 лет. Группы «Ленинград» было две. Rammstein — одна.

В 2019 году у Rammstein вышли Deutschland и Radio — и работают они ровно по той же методике, что и десять, двадцать лет назад. Это тот же подчеркнуто маршевый, опорно-двигательный индустриальный металл с раскатистым рыком Линдеманна.

Поставь Radio после какой-нибудь Du Riechst So Gut на альбоме 1995 года — почувствует ли неподготовленный слушатель разницу? Вряд ли. Rammstein узнаваемы, но это тот самый случай, когда отлаженная формула делает свое дело, поэтому никто ничего в ней не меняет.

Что в итоге? Rammstein — арт-провокаторы, ньюсмейкеры, создатели зрелищных шоу и зрелищ вообще. Но музыка здесь явно не на первом месте.

Источник

Что немцу хорошо. Почему лидер Rammstein помешался на Советском Союзе и захотел стать «своим» для русских

Кадр: Till Lindemann — Ich hasse Kinder (Official Video)

В 2021 году Тилль Линдеманн, фронтмен немецкой метал-группы Rammstein, похоже, взялся за личное покорение России — в рамках сольного проекта артист выпустил уже третий клип в советской эстетике, в котором орет на пионеров и признается, что ненавидит детей (в международный день защиты которых, конечно же, клип и был выпущен). У Линдеманна и России история отношений невероятно богатая; о ней, а также о том, чем немцу удалось завоевать народную любовь, — в материале «Ленты.ру».

Линдеманн родился в ГДР и Советскую Россию посещал уже в ранней молодости. «Я был в Новосибирске, еще когда существовала ГДР. Тогда я занимался плаванием и входил в молодежную сборную Восточной Германии. В Новосибирске был на сборах. Очень хотел поехать на Московскую олимпиаду 1980 года, но получил травму и не смог выступить», — рассказывал музыкант в интервью «Ленте.ру». К моменту первых концертов Rammstein в России, прошедших в Москве и Петербурге в 2001 году, группа уже наслаждалась звездным статусом не только в Германии и остальной Европе, но и в США. Этому поспособствовал режиссер Дэвид Линч, использовавший две композиции — Rammstein и Heirate Mich («Выходи за меня») — в качестве саундтрека к фильму «Шоссе в никуда». За несколько лет группа набрала невероятную популярность и в России (а также успела пободаться с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым, пытавшимся отменить ее концерт), и в 2004-м излила столице свою любовь в песне Moskau.

Читайте также:  Почему макдональдс не доставляет еду

Москва — город-проститутка

Композиция Moskau вошла в изданный в 2004 году Reise, Reise, четвертый студийный альбом Rammstein. В припеве трека девушка пела по-русски: «Пионеры там и тут песни Ленину поют». Поклонники ошибочно решили, что немцы записали коллаборацию с находившимся тогда на пике популярности дуэтом «Тату», однако на самом деле строчки исполняет русскоязычная уроженка Эстонии Виктория Ферш. Впрочем, не исключено, что именно такие ассоциации и хотели вызвать Rammstein — слишком уж похож пронзительный вокал эстонки на пение Лены Катиной и Юли Волковой, да и образ «развратной пионерки», в котором Ферш появилась с бэк-вокалистками на концерте немцев в Москве в 2004-м, тоже отсылает к популярному российскому дуэту. С «Тату» Rammstein даже вели переговоры о коллаборации, однако в жизнь она так и не воплотилась — музыканты назвали борьбу с многочисленными менеджерами девушек своим «кошмарным сном».

В самой композиции Линдеманн, с одной стороны, признается в любви к российской столице, с другой — беззастенчиво объявляет о желании заняться с ней сексом, в первой же строчке называя ее проституткой. «Она толста, но прелестна, она будет ублажать меня ртом, если я ей за это заплачу», — поет артист в Moskau, а Ферш повторяет за ним на русском языке наиболее безобидные обрывки фраз вроде «Не могу устоять» и «Я должен платить».

Она спит со мной
Только за деньги.
И все же это красивейший город на земле

Несмотря на явно провокационное содержание, в России песню приняли очень даже тепло — это становится ясно, к примеру, из русскоязычных комментариев к концертной записи на YouTube, да и из репортажей с концертов.

Moskau была не единственной издевательской песней с Reise, Reise — в этом же альбоме Rammstein прошлись по Соединенным Штатам в композиции Amerika, где Линдеманн от лица США признается остальному миру в любви, а также в желании, словно абьюзивный партнер, контролировать его жизнь, чтобы направить на путь «свободы». Однако, удивительным образом, самой скандальной песней на пластинке оказалась композиция Mein Teil («Часть меня») — по крайней мере, ее хотя бы запретили показывать по немецкому телевидению раньше 10 вечера из-за воспевания в ней каннибализма (к которому Rammstein впоследствии будут снова и снова возвращаться).

За время своего продолжительного существования Rammstein не раз устраивала на сцене провокации, которые вызывали бурные скандалы — не мало в сети списков и рейтингов с перечислением их пакостей. Россия, однако, в большинстве этих подборок отсутствует, словно группа в этой стране провоцировать не решается — единственным мало-мальски громким событием стал, наверное, поцелуй гитаристов на московском концерте в 2019 году, который журналисты по всему миру расценили как жест в поддержку ЛГБТ-сообщества.

В Россию за любовью

За последние годы убеждение в том, что наибольшей популярностью Rammstein из всех стран обладает именно в России, сложилось не только у россиян, но и у немцев. На родине же музыкантов якобы даже недолюбливают; к примеру, клавишник Rammstein Кристиан Лоренц в интервью «Известиям» жаловался, что в Германии не обсуждают влияния Rammstein на музыку, что немцы относятся к группе не так положительно, как граждане других стран, и считают предателями за то, что те часто выступают за рубежом.

На самом деле вовсе не удивительно, что в Германии не разделяют по поводу Rammstein такого же восторга, как в других странах: все-таки слишком рьяно металлисты эксплуатируют гротескные немецкие стереотипы, за рубежом весьма устойчивые — ультрамаскулинность, жестокость, сексуальную извращенность. Ну и, конечно же, без заигрывания с околонацистской тематикой, к которой в Германии относятся крайне серьезно, у ранних Rammstein не обошлось — к примеру, группа оскандалилась из-за клипа на кавер Stripped группы Depeche Mode, собранный из кадров фильма Лени Рифеншталь «Олимпия» (снятый режиссером на Летних олимпийских играх в Берлине 1936-го по поручению Адольфа Гитлера). Вышедший в 1998 году клип показывали по ТВ неделю, после чего сняли с эфира из-за многочисленных жалоб. Кстати, всего пару лет назад коллектив перезалил музыкальное видео на свой YouTube-канал.

За группой начало закрепляться звание ультраправой, из-за чего в 2001-м Rammstein выпустили песню Links 2 3 4, в которой Линдеманн открытым текстом объявил, что поддерживает левую политику

Конечно же, любые обвинения Rammstein в пропаганде нацизма смехотворны уже потому, что их гиперболизированный сценический образ карикатурен сам по себе — следовательно, когда эти немцы используют в клипах образы нацистов, они занимаются не глорификацией нацистской идеологии, а ее высмеиванием. Прием, конечно, рисковый: как минимум всегда найдутся люди, считающие, что Rammstein — «серьезная» группа.

Читайте также:  Почему домкрат не поднимает груз

Но вернемся к популярности коллектива — на самом деле композиции Rammstein регулярно оказываются в топах хит-парадов и в Германии, и в других западных странах. И, разумеется, любая группа в преддверии тура готова всем сердцем признаться в любви именно к фанатам страны, в которую направляется, — к таким заявлениям всегда следует относиться с долей скепсиса. Но лидер Rammstein с каждым годом все больше и больше внимания обращает на Россию — артист частенько бывает в Санкт-Петербурге, к примеру, в январе 2021-го справил там свое 58-летие и Рождество. А еще он снимает клипы на «Ленфильме», издает и презентует на русском стихотворения, тусуется с российскими звездами на фестивале «Жара» в Дубае и Баку, а также, по многочисленным, но неподтвержденным данным, крутит роман с певицей Светланой Лободой и якобы даже растит с ней ребенка.

Источник

Группа «Rammstein» – феномен становления «звезды метала».

Недавно мне, как музыкальному критику, попался на рецензию альбом одной немецкой метал-группы, достаточно известной в рамках своего направления, которое звучит как Neue Deutsche Härte. Данное явление сугубо немецкое, попросту говоря, это немецкий индастриал-метал. Сложное немецкое понятие, давно закрепившееся в музыкальной критике, сломает мозг многим любителям музыки, недостаточно знакомым с реалиями и историей европейской метал-сцены. А ведь у истоков этого направления национальной музыкальной культуры стояла одна из самых известных и популярных тяжелых групп современности, название которой знают все — и пионеры, и пенсионеры, и интеллигенты, и работяги — это группа « Rammstein ». Удивительное дело, ведь в данном направлении играет целая куча групп, многие из которых вызывают интерес, но все они меркнут на фоне Тилля Линдеманна и его команды, давно ставшей элементом массовой культуры. Написание рецензии на коллег «рамов» по музыкальному цеху невольно заставило меня задуматься о феномене группы « Rammstain » с точки зрения истории и реалий современной музыкальной культуры и того места, которое занимает в ней данная группа. На примере немецких металистов очевидны некоторые закономерные тенденции формирования «звездности» в современном музыкальном мире, и уникальные явления, доказывающие, что пути современной музыки неисповедимы. Размышляя об этом, я решил написать данную статью и поделиться своими мыслями. Иными словами, на примере группы « Rammstain » я хочу рассмотреть процессы, происходящие в современной музыкальной культуре.

Начать стоит с того как соотносятся «метал» и «мейнстрим». Тема эта сложна и требует она глубокого и подробного рассмотрения хотя бы по той причине, что само понятие «мейнстрима в музыке» недостаточно определено, о чем я уже писал в одной из своих статей. Поэтому не буду углубляться в данную проблему, ограничившись лишь очевидным постулатом. Метал — одно из проявлений рок-культуры, состоящее из множества жанров, которое может существовать в «самобытие», являясь обособленной культурой для определенного рода «любителей». Одновременно с этим, как и все другие музыкальные жанры и пласты музыкальной культуры метал в некоторых его проявлениях стремится в мейнстрим и входит в массовую культуру. Это центробежное движение является вполне закономерной траекторией развития музыки, концепт «поп-культура» или «массовая культура» то и дело пополняется выходцами из различных направлений и музыкальных тусовок, которые выбрали для себя путь «популяризации». Другие же коллективы идут, напротив, по пути дифференциации и обособления и, тем самым, приближаются к «андеграунду», тоже весьма размытому и условному явлению в современной музыке. На примере метала эти процессы видны очень хорошо. Откровенно говоря, существует не так уж много метал-групп, ставших «звездами» и получивших широкую известность за пределами не только метала, но и рок-тусовки в целом. Среди команд, названия и произведения которых известны людям, далеким от музыки, можно вспомнить разве что « Metallic ´ у». Эта группа входит в число прародителей экстремального метала и вполне закономерно выбрала путь популяризации тяжелой музыки. « Rammstain » – явление несколько иного рода, показывающее другую сторону развития музыкальной культуры, а именно — формирование «культа», массового помешательства, не случайно к ним применяют определение «культовой группы». Это своего рода «звезда» из мира металла, по степени популяризации превзошедшая если не всех, то многих исполнителей тяжелой музыки, по крайней мере не европейском континенте. Команда « Rammstein » стала не просто популярной метал-группой, а притчей во языцех, своеобразным символом и синонимом метала и тяжелой музыки в целом, превратившись в имя нарицательное, во всеобщий стереотип громкой и тяжелой музыки. Когда я был школьником и слушал рок, я уже знал о «Раммштайне» и даже имел дома сборник их песен, как-то подаренный мне на одном из музыкальных конкурсов, но при этом музыку группы я воспринимал как «что-то очень жесткое», как «квинтэссенцию металла». И сдается мне, что моё школьное восприятие вполне типично и соответствует восприятию многих, для кого музыка — жизненный фон, а не один из главных интересов, а таковых — большинство.

Читайте также:  Почему не клюет на пенопласт на реке

Многие представители Neue Deutsche Härte известны лишь любителям жанра и тем, кто плотно интересуется европейским металом. В то же время исконные металлисты «Раммштайн» зачастую не воспринимают всерьёз, считая их максимально «опопсевшей» группой. Такой сценарий, надо признать, довольно типичен для многих музыкальных ниш и жанров, находящихся на границах мейнстрима, и исполнителей, невольно стремящихся к концепту «поп». Цена музыкальной славы и всеобщего признания выражается в потере уважения среди некоторых поклонников и искренних любителей изначально выбранного музыкального направления. С « Rammstein » всё сложнее, так как многие любители NDH продолжают ценить творчество Линдеманна и считают его «лидером тусовки» и основателем музыкального направления. Представители же индустриальной тусовки, которые слушает «не немецкий» индастриал, а весь остальной, вполне вероятно могут посчитать эту группу «слишком попсовой». В то же время, некоторые из тех, кто слушает Rammstein имеют весьма отдаленное представление об NDH и других его представителях. И этот последний — массовый слушатель, которому как правило дела нет до направлений, жанров, тусовок и музыкальных сцен, который слушает то, что близко ему по духу, из предложенного в массовой культуре.

Подробнее скажем, что же такое NDH. Neue Deutsche Härte — смесь металла и электроники, музыка с использованием семплов, электронного бита и драм-машин, но при этом с жестким гитарным риффом и «мясом». Электронные компоненты могут служить облегчению и «облагораживанию» звучания, делая его более пригодным для массового уха, чем и воспользовались «Раммштайн», в большинстве песен которых «тяжести» куда больше, чем электроники. Тем не менее, изначальное направление дало им хорошую базу для популяризации. « Rammstain » уже давно вышли за рамки взрастившего их явления. Стоит заметить, что индастриал-метал — жанр довольно популярный и условно мейнстримовый, но популярен он среди поклонников металла и любителей «жесткой электронщины», так как жанр сам по себе является гибридным. Мне кажется, что если попросить обычного человека назвать известную ему индастриал-метал группу, то, скорее всего, он не назовет ничего. А ведь группу « Rammstein » этот респондент почти наверняка слышал и знает. Однако, пазлик «индастриал-Рамштайн» складывается в голове далеко не у всех, даже если человек знает группы этого жанра, не факт, что он подумает о «Рамах», как уже было сказано, «индустриальщики» не всегда принимают их «за своих». РАммштайн не перестали играть индастриал, что очевидно по их музыке, однако они давно выведены за скобки направления и воспринимаются как нечто большее.


Пример группы « Rammstein » также невольно наталкивает на излюбленную мной тему о соотношении «универсального» и «национального» в рок-музыке. Вполне логично, что «национальные сцены», являющиеся достоянием музыкальной культуры конкретной страны (в нашем случае Германии), менее популярны на интернациональном уровне, чем явления более универсальные. С точки зрения элементарной логики у мейнстримовой альтернативной рок или метал-группы, поющей по-английски вне зависимости от страны её происхождения, больше шансов снискать международную славу. К национальным сценам также относится наш родной русский рок и испанский rock urbano . Ни для кого не секрет, что многие российские рокеры давно перешли в мейнстрим, став частью поп-культуры, тоже самое можно сказать об испанцах. Однако, выдающиеся представители этих музыкальных сцен популярны в своей стране и оценены в узких кругах поклонников за их пределами. Их слава уж точно не сравнится с «рамовской». А ведь и те и другие поют на национальных языках. Тем не менее группа Rammstein стала не просто очень популярной, а сформировала культ, нерушимый образ, знакомый каждому. Их опыт является ярким подтверждением того, что для «международной звездности» совсем не обязательно поддаваться соблазну «интернационализации», петь на международном языке рок-музыки, английском, и ориентироваться на англо-саксонкие образцы, можно сделать бренд и из своего оригинального жанра, популяризировав его. В этом смысле Линдеманн и коллеги выбрали правильный путь к музыкальному Олимпу, за что их стоит уважать. Говоря о Линдеманне, нужно заметить ещё одну деталь. Музыкальные группы довольно часто ассоциируются с личностью лидера-вокалиста. Подавляющее большинство рок-групп, в том числе и очень известных, неоднократно меняли свой состав, а многие даже замечены в чехарде «главной персоны» — солиста. «Раммштайн» избежал этой тенденции. С момента образования в 1994 году группа ни разу не меняла свой состав. Конечно, Тилль, как солист — центральная фигура группы. Однако « Rammstain » — это не просто Линдеманн и его музыканты, это единый, хорошо слаженный организм, бренд, созданный шестеркой бессменных участников. Такое «единство» безусловно сыграло свою роль в успехе группы.

Таким образом, на примере коллектива «Раммштайн» явно видно, как формируются, подтверждаются и опровергаются стереотипы меломанского мировоззрения и тенденции развития мировой рок-музыки. В чем именно секрет группы « Rammstein » сказать сложно, но этот коллектив, безусловно, является уникальным явлением и в то же время его история вскрывает нам многие характерные явления в мировой музыке.

Источник

Поделиться с друзьями
Ответ и точка