Почему дилеры не продают машины без кредита

Почему дилеры не продают авто за наличные и по РРЦ? Покупаем авто по прайсу, без «допов» и не в кредит

Если раньше дилеры гораздо охотнее продавали автомобили за наличные и были готовы давать несколько скидок сразу, то в 2021-м ситуация изменилась. Купить автомобиль по рекомендованной цене невозможно, нужно доплатить несколько сотен тысяч рублей за «необязательное» дополнительное оборудование. Мы разобрались, почему так происходит, какие законы нарушают дилеры и как добиться от них продажи по рекомендованной цене.

Продается только в кредит

В 2020 году буквально пару месяцев автосалоны в России не работали из-за режима самоизоляции по регионам. За это они были признаны пострадавшей отраслью и получили определенные льготы от государства. Однако уже во второй половине года мир начал накрывать дефицит полупроводников – из-за той же пандемии производители остановили цикл, а перезапускать производство нужно не один месяц. Пострадала самая простая, примитивная и дешевая электроника – как раз такая, как применяется в автомобилях. Дефицит автокомпонентов продолжается, даже крупные компании вынуждены периодически останавливать конвейер.

В автосалоны новые машины доезжают, но купить новое авто в 2021 году оказалось не так просто. Покупателя, который пришел с деньгами и хочет забрать машину из наличия (речь о более-менее востребованных моделях), ждут несколько кругов потребительского ада:

  • если у клиента оплата наличными – ему не продадут автомобиль . Только в кредит, и желательно на срок от 5 лет;
  • реальная цена продажи будет отличаться от рекомендованной розничной цены (РРЦ) производителя , от цены в официальном прайсе, от цены на официальном сайте и даже от того, что ему сообщат по телефону. Как показывает практика, на авто за 2-3 миллиона могут «накинуть» несколько сотен тысяч рублей. И это не «допы» – а просто более высокая цена;
  • пытаться купить авто без «допов» не стоит – как минимум, решетку в радиатор и антикор днища (в сумме за пару сотен тысяч рублей) дилер продать должен. А недавно один из автосалонов Skoda начал продавать автомобили только в комплекте с фирменным велосипедом. Все бы ничего, но велосипед за 35 тысяч рублей в рознице, увеличивает цену на 100 тысяч, и отказаться от него нельзя;
  • если клиент готов оформить автокредит , это будут малоизвестные мелкие банки с завышенными процентными ставками. А полис каско будет обязательно с GAP (гарантия возмещения стоимости без износа при ДТП), причем стоить все это будет в разы больше, чем в офисе страховой компании;
  • если клиент готов заказать авто с производства , кроме нескольких месяцев томительного ожидания ему откажутся зафиксировать цену сразу – и вполне возможно, что выкупать «голый» автомобиль придется по более высокой цене, чем они стоят сейчас с «допами».

У всего этого есть простое объяснение. Как говорит Дмитрий Коваленко, исполнительный директор сети таксопарков «TaxIncome», автодилеры вынуждены решать простую задачу – при резко сократившемся уровне продаж новых автомобилей (дефицит будет актуален еще полгода-год) платить зарплаты менеджерам, оплачивать аренду, налоги, коммунальные услуги и еще что-то зарабатывать сверху:

На мой взгляд если разбираться детальностями, то в целом дилеры вынуждены вести такую политику — содержание персонала, всей инфраструктуры, обеспечение своевременных арендных и кредитных выплат требует сохранять прежний уровень дохода при существенно меньшем количестве автомобилей.

Если раньше у каждого официального дилера на складе всегда были автомобили в наличии, то сейчас все поставлены в очень интересные условия — импортер вынужден распределять мизерное количество автомобилей между всеми своими дилерами, дилер должен, как описал выше выдерживать прежний уровень дохода, чтобы не сокращать персонал. Парадокс ситуации в том, что никто не знает когда ситуация наладится, сколько автомобилей будет доступно в следующем месяце, не говоря уже о более длительном периоде. Как решить математическое уравнение в котором просто нет возможности найти/предположить/угадать число Х — срок окончания этой ситуации.

Коваленко Дмитрий, автоэксперт

Дилеры отказываются от продаж за наличные, потому что получают комиссионные от банков (причем банки небольшие – с ними проще договориться на это). Ровно то же происходит и со страховками – дилер получает процент от страховой премии (судя по разнице с ценами в офисе – процент немаленький), а на «допах» салоны зарабатывали всегда.

Чаще всего клиенты жалуются на недобросовестные действия салонов «народных» марок – Lada, Skoda, Hyundai, Kia и других. Менее распространенные марки, как ни странно, купить проще – как новое авто, так и машины из трейд-ин.

Есть ли шанс купить по РРЦ?

В интернете можно найти десятки историй о том, как клиент пытался купить автомобиль по рекомендованной производителем цене без «допов» и за наличные. Как правило, заканчиваются они не очень хорошо – клиент либо уходит из салона с отказом, либо соглашается с условиями дилера. В очень редких случаях, когда клиент готов буквально на все, автосалон удается «принудить» продать автомобиль по официальной цене.

Вообще, как говорит Дмитрий Коваленко, РРЦ – это именно рекомендованная, а не обязательная цена. Дилер покупает автомобиль у производителя чуть дешевле РРЦ, а продавать он формально может его по любой цене. Здесь интересна позиция компании Skoda – на днях головной офис разослала письмо дилерам, где напоминает, что превышать максимальные цены перепродажи недопустимо. А еще ссылается на законодательство:

  • согласно закону «О защите прав потребителей» запрещено обуславливать приобретение одних товаров и услуг (то есть, автомобиля) обязательным приобретением других товаров и услуг (то есть, дополнительного оборудования);
  • к дилерам, которые нарушают это правило , компания может применять санкции – вплоть до отказа от сотрудничества.
Читайте также:  Мое желание не исполнилось почему

Пока сложно сказать, насколько действенными окажутся эти меры. Но недавно Федеральная антимонопольная служба проверяла АвтоВАЗ на предмет нарушений – компания неофициально решила продавать все модели только с обязательными опциями. После проверки ФАС компания заявила, что это просто расширение перечня дополнительного оборудования, и обязательным оно не будет.

Тем не менее, купить автомобиль по официальной цене прайса все-таки можно. Если верить постам на форумах и автомобильных сайтах, нужно запастись терпением – заказать авто с производства, а для этого:

  • настойчиво требовать продать автомобиль по официальной цене – без «допов» и не в кредит (если, конечно, покупатель сам не хочет кредит);
  • не верить на слово заявлениям менеджеров – по возможности записывать разговоры и требовать письменные документы;
  • при любой спорной ситуации звонить в представительство производителя в России. При необходимости сотрудники головного офиса могут соединить вызов на троих с менеджером автосалона – это придаст веса позиции покупателя;
  • оформляя предварительный договор, внимательно его читать: некоторые салоны рассматривают обеспечительный платеж как штраф на случай, если клиент откажется выкупать автомобиль. При желании условия договора можно переписать в индивидуальном порядке;
  • в идеале дилер должен прописать в предварительном договоре, что цена если и поднимется к моменту доставки авто, то только если вырастет цена в прайсе;
  • не забывать периодически звонить в салон и уточнять, когда прибудет авто (особо «ушлые» дилеры могут даже продать заказанный автомобиль кому-то еще, пока клиент не приехал за ним).

А еще – желательно обойти нескольких дилеров. Как показывает практика, они отличаются друг от друга способностью продавать «воздух» – где-то менеджеры готовы пойти навстречу клиенту, и продать авто даже из того, что есть – за наличные и с минимумом доплат и опций.

Взять в кредит и сразу его погасить?

Российское законодательство запрещает банкам взимать какие-либо комиссии, штрафы или неустойки за досрочное погашение кредита. То есть, погасить его можно хоть на следующий день – банк должен будет взять проценты за этот самый день и ни копейкой больше. Со страховками, которые «условно-добровольно» идут к кредитам, то же самое – полис добровольного страхования жизни можно расторгнуть в первые 14 дней («период охлаждения»), и вернуть всю неиспользованную страховую премию.

Этой схемой пользуются те, кто хочет купить технику с акционной рассрочкой дешевле – тогда часть цены товара считается процентами (и по факту при досрочном погашении превращается в скидку). Однако применить ее к автокредитам оказалось не так просто.

Дело в том, что салон получает определенный процент комиссионных за продажу авто в кредит – и потому готов оформить автомобиль по цене прайса (ведь остальную прибыль он получит от банка). Если клиент гасит кредит сразу, банк на этом ничего не зарабатывает, а с учетом премии дилеру – и теряет деньги. Поэтому хитрые дилеры с банками придумали целую схему:

  1. вместе с кредитным договором клиент подписывает дополнительное соглашение;
  2. по условиям допсоглашения «особые» условия продажи авто (то есть, продажа по прайсу) связаны с погашением кредита;
  3. если клиент погасит кредит досрочно и слишком быстро, или откажется от страховки в «период охлаждения», он обязуется возместить определенную сумму автосалону.

Как пишет один из покупателей, в дополнительном соглашении был указан срок в 35 дней – то есть, досрочно закрывать кредит клиент вправе чуть больше чем через месяц. Но на словах менеджеры салона сказали, что срок – не менее 3 месяцев (иначе платить около 340 тысяч в кассу автосалона). Клиент в итоге на следующий день погасил почти всю сумму кредита, оставив 105 тысяч рублей основного долга. Эту сумму он погасил за 3 месяца, чтобы проблем точно не возникло (и при этом проценты вышли совсем небольшие). Затем он погасил остаток долга, а в страховой компании ему вернули 227 тысяч рублей остатка (за 3 месяца «израсходовалось» 35 тысяч).

В результате, даже с весьма непрозрачными условиями от дилера, согласиться на кредит и досрочно погасить его оказалось намного выгоднее, чем покупать автомобиль по цене «за наличные» – клиент заплатил чуть больше 2 миллионов за новый KIA Sportage вместо 2,5 миллионов.

Что касается страховки, то от полиса Каско большинство водителей не отказываются (да и на это есть только 14 дней), а GAP – по сути, его часть. Поэтому расходов на страховку, увы, не избежать – в идеале потребовать возможности оформить полис в офисе страховой компании, а не у дилера.

Решение – дилеры в регионах или в Белоруссии

Больше всего нареканий на навязывание допоборудования и чрезмерное завышение цен – в Москве и Санкт-Петербурге. Как пишут многие счастливые автовладельцы, дилеры в провинции не так избалованы клиентами, поэтому готовы уступать автомобили за гораздо меньшие деньги. И разница в ценах настолько большая, что окупает авиабилет туда и бензин на дорогу обратно.

То есть, выбирая автомобиль и дилера, есть вариант обзвонить салоны в соседних регионах – возможно, в одном из них будет нужная комплектация по адекватной цене. Конечно, цена может измениться с появлением клиента в салоне – но это можно попытаться решить заранее. Например, внести обеспечительный платеж и попросить прислать коммерческое предложение на электронную почту.

А не так давно российские автолюбители обнаружили, что в соседней Белоруссии дилеры не завышают цены, а «допы» устанавливают нужные и по нормальной стоимости.

Например, на одном автомобильном сайте поделились таким вариантом:

  • Volkswagen Taos у дилера в Минске в базовой комплектации продавали за 83 640 белорусских рублей – это примерно 2,4 миллиона российских;
  • в России это РРЦ, к которой дилер прибавляет сначала 200 тысяч просто так (за «пустую» комплектацию), а потом еще 300 тысяч за минимальный набор допоборудования (часть из которого уже установил минский дилер);
  • расходы – на дорогу в Минск и обратно, а также на утилизационный сбор (до 20 тысяч рублей). Таможенной пошлины в принципе нет, так как Россия и Белоруссия входят в Евразийский экономический союз и образуют единое таможенное пространство.

Правда, как только схема стала более-менее популярной (с поправкой на сложности при пересечении границы в период пандемии), она рискует закрыться. Как оказалось, между российскими и белорусскими дилерами возникла негласная договоренность – они теперь продают автомобили лишь гражданам РБ или тем, у кого есть белорусский вид на жительство. Официального запрета по-прежнему нет, но стоит уточнить заранее, будет ли дилер готов продать авто по рекомендованной цене клиенту с российским паспортом.

Читайте также:  Почему аквамарис не помогает от заложенности

Самый экзотический вариант – купить автомобиль онлайн. Такой функционал предложил только Hyundai, но возникла проблема – автомобилей нет в наличии. Стоит зарегистрироваться на сайте и включить уведомления. Как только авто появится, тут же оформить бронь и внести обеспечительный платеж, а через 2-3 дня – все остальное. Авто нужно будет забрать из назначенного места, или же его доставят по адресу.

Источник

Автосалон хочет, чтобы я купил машину в кредит, а не за наличные. Зачем?

Покупаю новый автомобиль, деньги на руках. Автосалон предлагает оформить кредит и полностью закрыть его в первые дни после покупки. В этом случае обещают сделать скидку около 4% — это примерно стоимость полиса каско. Получить каско на первый год бесплатно заманчиво, но смущает щедрость автосалона. Понимаю, что она может быть обусловлена не очень низкой процентной ставкой по кредиту — 16%.

Какие подводные камни возможны в моей ситуации, если закрою кредит на следующий день после покупки машины?

Антон, возможно, автосалону нужно выполнить план по кредитованию. В статье Т—Ж про покупку нового автомобиля автоэксперт пояснял, что автосалон получает с каждого выданного кредита комиссию 5—10% и с полиса каско тоже. То есть выгода автосалона может быть даже больше, чем скидка, которую они сделают вам.

И если вы купите машину в кредит, не факт, что вы решите закрыть его на следующий день. Может быть, на это и рассчитывает автосалон. Возможно, вы будете заняты покупкой зимней резины, посещением ГИБДД и страховых компаний, а потом захотите потратить часть денег на что-то другое. Даже если это займет всего несколько недель, вы заплатите проценты по кредиту и дадите заработать банку, с которым сотрудничает автосалон.

Право в любой момент погасить кредит досрочно всегда за вами, даже если в договоре написано иное. Но, возможно, там есть пункт о страховке, без которой процентная ставка по кредиту будет выше.

Кредит можно вернуть досрочно

Потребительский кредит можно вернуть в течение 14 дней после оформления, автокредит — в течение 30 дней.

Если пропустите этот срок, сначала нужно будет уведомить банк о том, что вы хотите вернуть деньги. Срок для уведомления может быть установлен в кредитном договоре. Если срок не прописан, он равен 30 дням — так по закону. Пока уведомительный срок не истек, банк может не принимать деньги или не списывать их с кредитного счета. Но через 30 дней он это сделать обязан.

За весь период с момента, как банк переведет деньги автосалону, и до того, как вы полностью вернете их банку, нужно уплатить проценты. Если в первых платежах были большие проценты и маленькие суммы в счет погашения кредита, то после возврата кредита банк обязан пересчитать проценты в соответствии со ставкой по кредиту. На это у него есть пять дней.

Вот что это означает. Вы можете оформить в автосалоне два разных кредита: на конкретную машину или кредит, сумма которого будет совпадать со стоимостью нужной машины. Мы уже рассказывали об отличиях автокредита и потребительского кредита. В первом случае машина попадает в залог к банку и почти наверняка ее придется дополнительно застраховать по каско в той страховой, которую выберет банк. Во втором случае таких требований не будет, но ставка по кредиту, скорее всего, будет выше.

Узнайте, какой кредит вам предлагают оформить: с залогом или без него. Залог понадобится сначала зарегистрировать. Потом надо будет брать справку о полном погашении кредита и снимать залог: без этого вы не сможете продать машину. Вдруг сотрудники автосалона забыли упомянуть о дополнительных бюрократических процедурах, предлагая вам скидку на машину.

Как вернуть кредит досрочно

Хотя вам предлагают оформить кредит в автосалоне, возможно, что со стороны банка договор подпишет не банковский сотрудник, а специалист автосалона по доверенности. Но это все равно будет договор с банком, а не с автосалоном. Поэтому по любым кредитным вопросам вам так или иначе придется обращаться в банк.

Если вы купите машину и на следующий день положите всю сумму на расчетный счет, привязанный к кредиту, формально уведомлять банк вы не должны. Но я советую все же это сделать: пусть сотрудник банка сразу посчитает, сколько вы должны заплатить за этот день пользования кредитом. В графике платежей, который прилагается к кредитному договору, такой информации нет. Вдруг вы не доплатите 5 рублей и кредит не закроется? Так что если вы решили оформить кредит в обмен на скидку за автомобиль, учтите, что вам в любом случае придется поехать в банк и потратить время на очереди и документы.

Подвох со страховкой

В вашей истории меня больше всего смущает неупомянутая страховка в дополнение к кредиту и неочевидная выгода подобной схемы для банка-кредитора. Автосалону хорошо: он получит деньги. Вам тоже хорошо: вы получите скидку, в счет которой сможете оформить бесплатное каско. Вопрос в том, что получит банк и как он будет защищать свои интересы. Возможных вариантов два. Он попросит машину в залог, и тогда в вашей жизни появятся дополнительные поездки в банк и ГИБДД. Или предложит застраховать вашу жизнь и здоровье или вас от потери работы — тогда вам придется общаться еще с одной организацией, чтобы не потерять деньги.

От полиса добровольного страхования можно отказаться в течение 14 дней после его оформления. Страховая компания может отдать страхователю всю страховую премию или удержать плату за прошедшие дни — это на усмотрение компании. Такое право еще называют периодом охлаждения.

Допустим, вы решили пока не возвращать кредит за автомобиль и, чтобы банк не поднял процентную ставку по кредиту, не можете вовремя отказаться от страховки. Потом вернуть деньги за страховку может оказаться сложнее.

Читайте также:  Почему герань не растет вянет

По субъективной причине — вы передумали страховаться — отказаться от страховки и забрать обратно деньги можно только в период охлаждения. По объективной причине часть страховой премии за неиспользованный период можно вернуть. Трудность в том, что объективная причина для расторжения договора страхования только одна — смерть. Если застрахованный умирает, получает нерабочую группу инвалидности или теряет работу, страховая компания обязана погасить за него кредит. Но только смерть полностью обесценит смысл договора. Правда, расторгать его будет уже некому.

Что говорят суды

Из-за спорных формулировок в договорах страхования люди доходили до Верховного суда РФ, чтобы вернуть деньги.

Например, петербурженка Татьяна взяла автокредит и заключила со страховой договор индивидуального страхования от несчастных случаев. Через месяц Татьяна погасила автокредит. Но расторгнуть договор страхования и вернуть деньги по нему она уже не могла: не успела в период охлаждения.

Оставлять такую страховку не имело смысла. По договору страхования при несчастном случае страховая компания выплатила бы банку только остаток долга по кредиту. Выплаты Татьяне условиями договора не предусматривались. Возникла странная ситуация: Татьяна кредит выплатила, а оплаченная защита фактически стала нулевой. Женщина пошла в суд, и ей повезло: договор страхования был напрямую связан с кредитным договором, поэтому Верховный суд встал на ее сторону и постановил вернуть деньги за страховку.

Обычно никакой правовой связи между кредитным и страховым договором нет, но если наступает страховой случай, то сумма страховой выплаты покрывает целиком сумму кредита. То есть в договорах совпадают все данные — даты оформления и суммы, но юридически это отдельные правоотношения одного человека с двумя разными организациями. Формально договор страхования заключен добровольно, в период охлаждения от него не отказались. Даже если в кредитном договоре есть условие, что без страховки процентная ставка выше, человеку дают право выбора, а не принуждают.

Еще примеры из суда.

Дмитрию из Перми не повезло: он погасил кредит за 10 месяцев вместо 60, но страховку за оставшиеся месяцы ему не вернули. Верховный суд РФ указал, что досрочное погашение кредита — это не основание для возврата части страховой премии. Если бы с Дмитрием произошел несчастный случай, страховая компания выплатила бы ему страховку в любом случае. Значит, страховалась жизнь, а не обязательства.

Его земляку Денису тоже не повезло: он за 3 месяца погасил кредит, а Верховный суд РФ решил, что надобность в страховке не отпала. Если бы с Денисом случился несчастный случай, деньги получил бы он или его наследники, а размер выплаты никак не связан с кредитом.

Так что если вместе с кредитом вам оформят страховку, проверяйте, как связаны эти договоры между собой. Вдруг что-то помешает вам своевременно отказаться от страхования и вы потеряете деньги.

Что будет с кредитной историей

С будущей кредитной историей есть два варианта. С одной стороны, вы будете идеальным заемщиком: не просто вернули банку деньги полностью, но еще и заранее. Вдобавок за фактический период использования денег тоже заплатили.

С другой стороны, банк узнает, что у вас были свои деньги и вы оформляли ненужный кредит, чтобы получить выгоду. Значит, чтобы больше на вас заработать, в будущем можно предложить вам более высокую ставку. Но также могу сказать, что условия будущих кредитов зависят не только от кредитной истории, но и от официальной зарплаты, созаемщиков и поручителей, залогового имущества и других факторов. Вряд ли один тот факт, что вы быстро вернули кредит, окажет существенное влияние на вашу кредитную историю.

Резюмируем: автосалону выгодно навязать вам кредит даже со скидкой на автомобиль. Поэтому помните главное правило юридической грамотности: внимательно читайте договор, который подписываете. Может быть, неприятностей удастся избежать.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Автосалон сейчас продает не столько автомобили, сколько финансовые продукты и сервис. Маржа от продажи самого автомобиля достаточно низкая. Кредит, страхование жизни (от которого не факт, что можно отказаться при покупке в кредит тк условием предоставления скидки является пользование услугой страхования), при чем стоимость нс полиса может тоже быть заоблачной, мне предлагали его за 170 тысяч при покупке авто за 1,1 млн. Плюс страхование КАСКО, ОСАГО, со всего этого автосалон, естественно, имеет копеечку свою. Обязательно впихнут какую нибудь сервисную карту на 5 лет за 200 тысяч, мотивируя тем, что вам то все равно, все уже включено в кредит и 5 лет не будет проблем. Мля, я за рулем четверть века и проблем и так не было.. При том, что себестоимость карты может быть тыр 10. Так же предложат ряд допоборудования сомнительного качества за очень неприличные деньги. Потом вы приедете к ним на ТО, там тоже есть ряд разводных схем, как побольше вытянуть из вас денег. Это называется, работа с кумулятивной маржой. Поэтому и пообещали и скидку в 150 тыр и допов в подарок еще на 30-40. Плюс, как минимум один месячный платеж еще придется таки заплатить банку, пока кредит не закроете. Короче, при такой схеме, только карта и НС у меня выходило уже в 370 тыр. В итоге решил отказаться от любых кредитных тем, решил забрать предварительный платеж по договору. Тогда начались другие разговоры. Еще неделю полоскали мозги, сошлись на скидке в 80 тыр, покупке немного допов по себестоимости, и КАСКО я взял в салоне. И еще такой момент, будете кататься по салонам, сразу будут предлагать внести залог или предварительный платеж. Не вносите больше 5, макс. 10 тысяч, и это точно не должен быть залог (в юридическом плане). В договоре должна быть прописана возможность забрать деньги при отказе от покупки. Иначе найдете предложение интереснее, деньги потеряете. Ну и с кредитам и, естественно, лучше не связываться. Или старайтесь хотя бы искать чистое предложение по кредиту без доп страхования и доп продуктов. Все что доп-все развод.

Источник

Поделиться с друзьями
Ответ и точка