Как сделать транцевую плиту

Транцевые плиты своими руками

Транцевые плиты своими руками

Отгиб днища вниз у транца.


Если катер при глиссировании сильно садится кормой (как говорят специалисты, идет с большим дифферентом на корму), это можно исправить.

Нужно закрепить на днище у транца подпорный клин, как показано на рис. 250

Высота клина должна составлять примерно 1—1,5 см на каждый метр ширины днища, а ширина (размер по длине катера) 15—30 см на метр ширины днища.

Чем ближе к транцу расположены двигатель, баки с горючим и пассажиры, тем более крутым должен быть клин. Наружную поверхность клина прострагивают таким образом, чтобы она плавно, по радиусу, переходила в поверхность днища.

Отгиб днища вниз у транца, образуемый при установке такого клина, повышает гидродинамическое давление на этом участке, выравнивающее катер на ходу.

Следует помнить, что для каждого корпуса существует оптимальный угол глиссирования (в пределах 4—6°). Если дифферент после установки клина станет меньше этого угла, соответственно увеличится смоченная длина днища, возрастет сопротивление, снизится скорость катера. Слегка подстрогав клин, можно добиться наиболее выгодного угла глиссирования.

Продление днища за транец


Короткие и легкие лодки с подвесным мотором часто оказываются неустойчивыми на ходу: движутся скачками, шлепают носом — «дельфинируют», как называют это явление судостроители.
Причина в том, что центр тяжести такой лодки размещен слишком близко к корме, подъемная гидродинамическая сила (рис. 251)

, выталкивающая лодку из воды, оказывается приложенной впереди линии действия силы тяжести
D .
В результате нос лодки подбрасывается вверх до тех пор, пока подъемная сила не переместится к транцу.

Продление днища на величину L за транец смещает на величину А в корму и точку приложения гидродинамической подъемной силы, благодаря чему лодка перестает «дельфинировать».

Если этого недостаточно, необходимо передвинуть вперед место водителя, топливный бак и снабжение. Может потребоваться и увеличение наклона подвесного мотора (см. совет 273).


Наиболее эффективным средством регулировки дифферента являются регулируемые транцевые плиты. Обычно они представляют собой две небольшие пластины, шарнирно закрепленные к транцу в продолжение днища
(рис. 252)
.

С помощью различных устройств пластины можно отклонять вниз на небольшой угол ос. При этом на каждой из них создается значительное гидродинамическое давление, результирующая сила которого А

направлена вверх перпендикулярно поверхности плиты.

Эта сила пропорциональна квадрату скорости катера, а ее вертикальная составляющая D

стремится поднять корму катера, т. е. уменьшить ходовой дифферент. Сила сопротивления плит движению R обычно невелика.

Этот способ уменьшения ходового дифферента особенно рекомендуется для катеров с двигателями, установленными в корме, или для легких мотолодок с двухмоторной установкой.

В зависимости от изменения нагрузки и скорости с помощью таких плит можно каждый раз «настраиваться» на оптимальный дифферент. Например, мотолодка, показывающая хорошую скорость с одним человеком, может идти в переходном к глиссированию режиме с четырьмя человеками на борту.

Увеличив угол отклонения транцевых плит, в последнем случае удается получить прирост скорости и снизить расход горючего. Наоборот, бывает полезным увеличить дифферент лодки на корму при ходе против большой волны.

Существуют конструкции, позволяющие изменять отклонение транцевых плит на ходу катера.

Наиболее простые плиты можно сделать из алюминиевого угольника и пластины (рис. 253)

. Угольник 1 приклепывают к транцу лодки.

К нижней его полке прикрепляют упругую пластину 2,

угол отгиба задней кромки которой регулируется отжимными винтами
3.
Для мотолодок длиной 4,5 м размер пластины по ширине
а
= 150 мм, размер
Ь
= 75 мм; для катеров длиной 6,5 м а = 200 мм,
Ь
= 120 мм.

На тяжелых катерах с центром тяжести, значительно смещенным к корме, требуется более прочная конструкция с упором регулируемой длины. Чаще всего этот упор (рис. 254)

выполняется в виде винтовой тяги — талрепа.

Расстояние от кормовой кромки плиты до транца рекомендуется принимать в пределах 2—3% длины катера по ватерлинии, а ее ширину — равной 1 /4— 1 /5 ширины корпуса по скуле.

Транцевые плиты «Аква-Стабс», запатентованные Ауслендером и Томасом в США, предназначены для улучшения стартовых свойств (приемистости) глиссирующих катеров.

плиты
5(рис. 255)
расположена на некотором расстоянии от транца 1 таким образом, что на стоянке и малом ходу передняя кромка плиты упирается в упоры 2, имеющиеся на продольных стенках 3.

В момент, когда катер получает ход, плита расположена под большим углом атаки а, и подъемная сила действует в основном на переднюю часть плиты, поднимая корму катера.

При повышении скорости точка приложения гидродинамической силы постепенно смещается назад и отклоняет плиту в оптимальное для полного хода горизонтальное положение.

Читайте также:  Dofollow ссылки как сделать

Благодаря применению этой конструкции плит существенно сокращается период разгона катера из положения «Стоп» до полной скорости и экономится моторесурс двигателя. Положение упора 2

и оси вращения
4
подбирается опытным путем для каждого данного катера.

Плиты «Аква-Стабс» изготовляются тяжелыми, с утолщением к кормовой кромке.

Если мотор слишком мощный.


Нередко на лодку с водоизмещающими круглоскулыми обводами устанавливают излишне мощный автомобильный двигатель.

Корма таких судов не приспособлена к тому, чтобы воспринять гидродинамическую подъемную силу, которая начинает действовать на днище при повышении скорости, лодка идет с большим дифферентом.

Немного улучшают положение транцевая плита (рис. 256, а)

увеличенной площади или плавники
(рис. 256, б),
закрепленные по бортам в корме. Лучше же изменить обводы кормы, надстроив на днище у транца так называемый подпорный клин
(рис. 256, в
и
г).
Полученная более широкая плоская корма позволит лодке выйти на скольжение, если только она не слишком тяжела; во всяком случае, дифферент на корму обычно снижается и скорость возрастает.

Преимущества и недостатки самодельных колес

Основная причина по которой многие задумываются о самостоятельном изготовлении — дороговизна покупных колес. Но нужно понимать, что большая часть стоимости это материалы и время затраченное на производство. Лодочные шасси должны быть прочными и надежными, поэтому на материалах экономить не стоит. Если делать из глины и палок, то результат радовать будет в пределах гаража.

  • Можно сэкономить в случае, если у вас уже есть возможность использовать хорошие материалы и есть инструмент.
  • Если нет денег на хорошие шасси, но они очень нужны, или не хотите «тюнинговать» лодку из-за ее скорой продажи, то можно попытаться сделать самому из подручных средств.
  • Возможность сделать все под свои нужны, по своему вкусу и под конкретную лодку (заманчивый, но недальновидный вариант).
  • Процесс изготовления скрасит томительное ожидание открытия навигации зимой и повысит самооценку.

При самодельном изготовлении можно сэконость 50-60% от магазинной стоимости колес. Время на изготовление при этом начинается от 1 рабочего дня и в этот расчет не входит.

  • Если делать хорошо, то выйдет дорого, трудоемко и достаточно долго, как по материалам, так и по работе.
  • С первого раза вряд ли получится что-то дельное — всегда будет мысль «здесь надо было немного по-дугому».
  • Если в процессе изготовления что-то пойдет не так или вылезут косяки уже в момент эксплуатации, то стоимость «экономии» будет расти пропорционально проблемам.

Как бы грустно это не звучало, но эффективней выбрать из покупных, тем более, что на российском рынке пару достойных производителей с приличным ассортиментом найти можно. Если плюсы еще перевешивают минусы, то перейдем к делу.

Сообщений с 1 по 25 из 38

1 Тема от Андрей В. 25-03-2013 18:18

  • Андрей В.
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Пермь
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 465

Тема: Транцевые плиты.

Заимел осеню прошлого года лодку Amg. 3.7м. плоскодон. В одного дельфин проявляется если перед не подгружен и против ветра (или ещё как. ). Борьба с этим явлением установка транцевых плит. Вот и созрела мысль раз есть необходимость —


На старой ПВХшке т/плитыСсылка были в виде продолжения защиты. Из опыта эксплуатации озвученной ПВХ, знаю что движение задним ходом затруднено, плиты как рули подлодки просятся в низ и как скребки собирают воду в «кучу». Вывод — плиты должны приподниматься. И вот наскоро накиданный рисунок — транец вынесен и на оси поворотный с упором/ограничителем, Ось выносного транца соединена тягами с транцевыми плитами. Мотор ходом упирает танец в упор, тот тягами на оси, плиты выводит в маршевое положение. При реверсе мотор с транцем на оси, поворотно приподнимается, приподнимая и т/плиты. Жду Ваши мысли. Отредактировано Андрей В. (25 марта, 2013г. 18:31)

2 Ответ от Kvasnik 25-03-2013 18:40

  • Kvasnik
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Энгельс
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 207

Re: Транцевые плиты.

Подожди с плитами,сначала попробуй поджать мотор(наверное придеться ставить клин),поставить удленнитель румпеля и подвинуться вперёд,ещё можно поставить гидрокрыло на мотор.

3 Ответ от Андрей В. 25-03-2013 18:44

  • Андрей В.
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Пермь
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 465

Re: Транцевые плиты.

Подожди с плитами,сначала попробуй поджать мотор(наверное придеться ставить клин),поставить удленнитель румпеля и подвинуться вперёд,ещё можно поставить гидрокрыло на мотор.

Да я и не тороплюсь. За совет спасибо, но как бороться с дельфином как бы знаю. Речь идёт именно о транцевых плитах! Что косаемо поджать мотор. Транец переделан, т.е поднят до 42см под Ямаху и изменён наклон. Отредактировано Андрей В. (25 марта, 2013г. 18:49)

Каким критериям должны отвечать колеса

Напрашивается ответ дешевизной, но это не так.

В первую очередь выдерживать нагрузки. Вес складывается из:

  • среднего веса надувной лодки — 30-60 кг;
  • мотор с бензином еще 30-50 кг;
  • учтем минимум вещей на борту: насос, снасти, якоря и прочее +10-20 кг.

Итого получается, что конструкция должна быть рассчитана на вес 70-130 кг. Нагрузка будет распределяться как на металлические элементы, так и на колеса.

Во-вторую, надежность, функциональность и долговечность конструкции. Надо понимать, что в зоне ответственности будет стойка, механизм крепления и площадка. Все это в идеале должно быть выполнено из нержавейки или стального профиля должной толщины. В то время как колеса лучше взять покупные достойного качества.

Читайте также:  Unity как сделать врага

Транцевые плиты для лодок

Сегодня встречается такое мнение, что транцевые плиты и гидрокрылья для лодок и катеров покупают и устанавливают только те, кто не может нормально настроить свое судно и правильно установить лодочный мотор. Но это далеко не так. Транцевые плиты в настоящее время покупаются в первую очередь с целью улучшения характеристик судна.

На рынке вы можете найти многообразие моделей и конструкций транцевых плит, но одно остается неизменным — это их принцип действия. Если говорить о глиссирующих корпусах, то чем выше судно, тем больше его парусность и тем сильнее его будет сносить боковой ветер. Для того чтобы удержаться на курсе нужно идти под углом к ветру. Глиссирующие лодки обычно сносить внутрь поворота и управляя в такой ситуации вы постоянно будете не только компенсировать снос, но еще и завал корпуса.

Такая ситуация хорошо знакома тем, кто переходил узкий залив при умеренном волнении. Как обычно корректируя курс на 15 градусов к ветру катер или лодка начинает хлопать на волнах, повышается крен и о комфорте передвижения сразу же можно забыть. Также это заметно ухудшает управляемость, нужно постоянно следить за волнами и «играть» газом и регулировать наклон мотора.

Выбор подходящей конструкции

Помимо различных моделей есть еще варианты колес для пайольных (с жестким полом) лодок и лодок пвх с НДНД (с надувным дном высокого давления). Отличия заключаются в форме стоек (они изогнуты) и в их высоте (они длиннее). Это обусловлено тем, что высота фанеры на транце меньше на нднд лодках, а значит площадку под крепление колес приходится устанавливать на более высоком уровне. Кроме того, надувное дно может выступать за линию транца. В итоге, транцевые колеса для НДНД могут быть немного сложнее в изготовлении чем для пайольной пвх лодки.

Принцип работы транцевых плит

Выравнить лодку или катер с помощью наклона подвесного мотора можно, но не всегда, а вот крен устранить никак не получиться. А если установить транцевые плиты, то вы не только сможете более четко управлять наклоном корпуса, но и сможете практически полностью уйти от крена. Плиты обеспечивают повышение общей управляемости судна и повышают его ходовые характеристики.

Принцип действия транцевых плит и для катера и для лодки следующий. Они устанавливаются поперек транца, тем самым отклоняют и направляют водяной поток вниз, приподнимают корму и как следствие опускается нос. Т.к. транцевые плиты зачастую ставятся парами, то опуская или поднимая одну из них как раз устраняется крен. К примеру, опуская правую плиту вы поднимите правый борт и опустите левый и наоборот. Комбинируя углы наклона транцевых плит и мотора, а также изменяя газ можно полностью компенсировать влияние ветра, волн и результаты неравномерного распределения груза на борту.

Но и усердствовать с изменением угла наклона плиты не следует. Изменять его нужно постепенно, не допуская резких движений иначе вы можете потерять управление лодкой (катером). При большом наклоне транцевых плит вступает уже отрицательное их влияние на ходовые качества судна — падает скорость, тяга, появляется раскачиваение. Подбирайте оптимальный наклон, чтобы и скорость и устойчивость были хорошими.

Большая эффективность транцевых плит заметна на небольших лодках. Надувные пвх лодки отлично реагируют на установку плит. Они помогают свести на нет неудобства хождения по неспокойной воде, с большой нагрузкой или при небольшой мощности лодочного мотора. Ходовые характеристики заметно улучшаются.

Для ярко выраженных килеватых скоростных судов со стационарными моторами, гребными или водометными и для лодок/катеров с мелководными моторами транцевые плиты способствуют в основном выравниванию положения судна, увеличивают угол атаки и облегчают выход на режим глиссирования, а также обеспечивают более мягкое и ровное движение вне зависимости от ситуации на воде.

Конструкция транцевых плит

Регулировка положения транцевых плит выполняется с помощью толкателей. Они бывают электромеханические или электрогидравдические.

Гидравлическая система предполагает наличие гидравлического привода, работающего от бортовых 12В, приводящего в действие гидронасос высокого давления и замкнутого резервуара с маслом, который располагается зачастую на транце изнутри. Короткие шланги от насоса идут к плитам через отверстия в транце. Управление гидромотором и соответственно транцевыми плитами осуществляется с панели приборов.

Отличия электрических и гидравлических транцевых плит состоит в основном в долговечности и надежности оных. Электрические системы предполагают наличие электромотора в корпусе самого толкателя, которые конечно же подвергается воздействию воды. Если толкатель заливает водой, то он соответственно выходит из строя. Гидравлическая же система надежнее, т.к. гидромотор находится на борту лодки, обеспечивая заметно большую долговечность, которая в среднем составляет до 15 лет.

Есть и автономные системы. К примеру «Smart Tabs». У этой системы нет ни гидравлических ни электрических приводов, нет переключателей или панелей. Автономный блок крепится к транцу и самостоятельно управляет углами наклона плит, контролируя поток воды под ними. Не требует вмешательства и присмотра. Плиты управляются с помощью газонаполненного толкателя, который устанавливается между транцем и плитой. Он как пружина распрямляется если нет нагрузки (на стоянке и на малых скоростях) и подается назад при увеличении давления набегающей воды (при увеличении скорости). При падении скорости толкатель выпрямляется и плиты опускаются. Но на счет Smat Tabs бытует мнение, что они не только не помогают, но и мешают. В этом случае хочется сказать, что для заметного эффекта от этих «умных плит» нужна достаточная мощность мотора, а также правильная установка, чтобы на малых скоростях они не сильно тормозили лодку. Но все же такие псевдо автоматические системы всегда будут проигрывать ручному управлению.

Читайте также:  Как сделать выкройку седла

Размеры и управление

Транцевые плиты по своим размерам должны соответствовать не только длине корпуса судна, но и мощности лодочного мотора, а также тем целям и задачам, которые вы им ставите. Среднестатистические размеры: ширина плиты 8 см. на один метр длины лодки . К примеру, при длине катера от 4,5 до 6 м. плиту рекомендуется ставить размерами (д*ш в см.) 25*30; катер от 6 до 8 м. — 30*45; от 8 до 10 м. — 30*90. Минимальная длина обычно составляет 20 см. Как видите, длина плиты не увеличивается с увеличением длины судна, увеличивается ее ширина.

Нейтральное положение плит — это когда плиты немного приподняты и не препятствуют выходящей из под кормы лодки воде. Когда транцевые плиты находятся в одной плоскости с днищем , то они всегда создают подъемный эффект . Для полного исключения воздействия плит на корпус лодки их необходимо полностью поднять, чтобы исключить их влияние не только на воду, но и на воздух, проходящий под ними.

Необходимые материалы и инструменты

Из материалов потребуется:

  1. Колеса от садовых тачек (тележек) с диаметров до 40 см и шириной колеса около 140 мм. От ширины протектора и диаметра колеса будет зависть проходимость по различному грунту и возможность преодолевать небольшие препятствия. Наличие или отсутствие камеры роли не играет. Подшипник тоже не нужен, достаточной металлической втулки, которую можно сделать самостоятельно.
  2. Для стоек потребуется стальная труба или металлический профиль с диаметром/шириной 25-30 мм и толщиной стенки 2-3 мм. Труба будет выглядеть эстетичней, но с профилем будет легче работать.
  3. Площадку можно сделать из того же профиля, что и стойки усилив ее листовой сталью. Многие делают без усиления, но в долгосрочной перспективе это рискованно. Именно на стык площадки с транцем приходится основная нагрузка.
  4. Комплект болтов и гаек.
  5. Герметик при монтаже.
  • болгарка с диском по металлу;
  • сварочный аппарат;
  • шуруповерт;
  • набор ключей;
  • измерительные инструменты.

Способы установки транцевых плит

Существует расхожее выражение «Я признаю только две скорости — троллинг и полный газ!» После установки транцевых плит у Вас появится еще один режим скорости — «скорость устойчивого глиссирования».

Положительные аспекты от установки транцевых плит:

  • Возможности — повышение скорости, повышение равномерности движения по волнам, улучшение распределения груза, предотвращение прыжков по волнам и повышение тяги винта.
  • Эффективность — снижение потребления топлива, повышение равномерности работы двигателя.
  • Безопасность — улучшение обзора, уменьшение размеров создаваемой волны, упрощение управляемости, уменьшение ударной нагрузки на днище.

Принцип работы и эффективность

Транцевые плиты обычно состоят из двух регулируемых стальных пластин, устанавливаемых на транце судна. Положение пластин изменяется с помощью гидравлических патронов, которые могут поднимать и опускать пластины по команде судоводителя.

Представьте себе элероны и закрылки у самолета. Транцевые плиты обеспечивают такой же эффект для катера. Они увеличивают подъемную силу, что помогает компенсировать потерю скорости, неправильное распределение груза и состояние поверхности водоема. Когда плиты опущены, набегающий поток воды создает подъемную силу, поднимающую корму и тем самым уменьшающую трение движения корпуса катера в воде. Подъемная сила возрастает с увеличением площади пластины, угла ее наклона и скорости движения судна.

Выход на глиссирование

Для того чтобы выйти на глиссирование быстрее, водители катеров часто просят пассажиров перейти в переднюю часть судна. Получая дополнительную подъемную силу от транцевых плит, катер потратит меньше времени для выхода на глиссирование. При этом двигатель будет меньше загружен, меньше будет расходоваться топлива, а пассажиры смогут сидеть там, где им больше нравится.

Средство управления

Поскольку транцевые плиты устанавливаются по обе стороны кормы судна и могут отклоняться независимо, поперечным выравниванием катера можно управлять наклонением пластин на разный угол. Такое независимое управление пластинами позволяет исключительно эффективно выравнивать движение неравномерно загруженного небольшого катера.

Перевозка катера с транцевыми плитами

Эффект от работы транцевых плит небольшие катера ощущают значительно сильнее, чем крупные суда. Быстроходные катера с большим шагом винта могут использовать выравнивающие плиты для повышения скорости и устойчивости движения.

При буксировке одного или нескольких воднолыжников, выравнивающие пластины обеспечат более быстрый ход катеру без необходимости повышения мощности мотора.

На что нужно обращать внимание при покупке? Наиболее распространенная ошибка — приобретение транцевых плит меньшего, чем нужно, размера. Если пластина имеет недостаточную площадь, ее придется сильнее наклонять, чтобы добиться желаемого подъемного эффекта. Поэтому следует помнить: чем больше поверхность пластины, тем большую подъемную силу она создает при меньшем сопротивлении движению.

Источник

Поделиться с друзьями
Ответ и точка