Как сделать лосиный тест

Экстремальный автотренинг.

Упражнение 27. «Лосиный тест».

Это имитация объезда внезапно появившегося препятствия с возвращением на свою полосу. Представьте себе, что на дорогу выбежало крупное животное (именно животные появляются внезапно) и его надо объехать. Стоп, стоп! Давайте разберемся в этой непростой ситуации. Недавно я встретил соседа, который был в ошейнике из гипса. «Хотел объехать собаку, но угодил в кювет и перевернулся», – объяснил он. Вот вам и объезд препятствия. Мораль: никогда не пытайтесь объехать животных, внезапно оказавшихся на дороге. Правильным решением будет применение экстренного торможения. Во-первых, после торможения, которое значительно снизит скорость, удар о животное уже не будет таким сильным. Во-вторых, опасность вылета с дорожного полотна будет сведена к минимуму. А как же «лосиный тест»? Оставим его профессионалам.

Правда, профессионалы-испытатели, как только оказываются «в руле», так и норовят продемонстрировать своим коллегам свой высокий класс и проделать упражнение на очень высокой скорости.

Рис. 47. «Лосиный тест» – это имитация объезда внезапно появившегося препятствия с возвращением на свою полосу.

Рис. 48. «Лосиный тест», или переставка по методике VDA (Verband der Automobilindustrie), выполняется на скорости 60–80 км/ч с отпущенной педалью газа, то есть водитель работает только рулем, стараясь удержать автомобиль на траектории. Эти условия имитируют объезд препятствия в городских условиях. Эксперты стараются смоделировать действия обычных водителей и резко крутят руль влево-вправо, как сделал бы это обычный среднестатистический водитель при объезде внезапно появившегося препятствия.

Это неправильно. Выполнение «лосиного теста» – это не соревнование, а проверка управляемости автомобиля в критической ситуации. Я наблюдал в качестве пассажира, как этот тест проделывает эксперт одного немецкого автомобильного журнала. Подъехав к имитирующим препятствие пластиковым конусам, он резко крутанул руль влево и тут же так же резко вправо, машина чудом вписалась в створ между конусами. Я спросил его, почему он действует, как «чайник»? Эксперт ответил: «А как ты думаешь будет действовать в этой непредвиденной ситуации среднестатистический водитель? Именно так – неумело». Действительно, подумал я, эксперт абсолютно прав.

Рис. 49. Схема теста ISO на управляемость. При выполнении этого упражнения эксперты активно работают не только рулем, но и тормозом и газом. Начальная скорость прохождения ворот – 120 км/ч. Работа газом нужна, чтобы удержать автомобиль под контролем, иначе он может потерять управление.

Так или иначе, но если в вашем распоряжении есть площадка достаточных размеров, попробуйте свои силы в выполнении этого маневра. Для этого привожу размеры переставки, как у нас называют «лосиный тест» (см. рис. 48). Это упражнение выполняется с отпущенной педалью газа и тормоза – в распоряжении водителя только руль. Задача – объехать воображаемое препятствие. Более скоростное упражнение, или тест на управляемость по методике ISO (International Organisation for Standarnisation), имитирует выезд на встречную полосу, которую нужно как можно скорей покинуть. Оно состоит в прохождении с максимально возможной скоростью ровного участка дороги длиной 125 метров. При этом наравне с рулем задействуются педали газа и педали тормоза. Разметка при выставлении конусов – другая. (Схема изображена на рис. 49.).

Источник

Поперечная устойчивость: переворачиваются ли груженые кроссоверы и внедорожники?

Рывок рулем, глубокий крен — и, если ничего не предпринять, машина завалится набок! Высокие автомобили, особенно груженые, при резких маневрах на сухом асфальте проявляют склонность к опрокидыванию. Что будет, если сделать Лосиный тест или Поворот, загрузив по полной не только пикапы Mitsubishi L200 и Toyota Hilux, но и популярные нынче кроссоверы и внедорожники: Audi Q7, Toyota Land Cruiser 200, Subaru Forester, Renault Duster и Volkswagen Tiguan?

Почему машины опрокидываются?

Читайте также:  Как сделать легкую раму

Автомобиль взаимодействует с дорогой посредством сил, действующих в пятне контакта шин. Иными словами, векторы сил, заставляющих машину поворачивать, расположены в плоскости дороги. А вот сила инерции автомобиля, противящаяся повороту, приложена в центре масс на определенной высоте от асфальта. В результате образуется пара сил, стремящихся повалить машину набок, — момент от них потому и называется опрокидывающим.

Мало у кого в гараже найдутся электронные весы, чтобы контролировать нагрузку на каждую из осей так, как это делаем мы. Но можно воспользоваться простым житейским способом: до и после погрузки измерить рулеткой расстояние от центра колеса до верхней кромки крыла — просадка подвески, в первую очередь задней, не должна превышать 5 см

Как с этим бороться? Можно расширить колею, чтобы автомобиль крепче стоял на ногах. Можно с помощью кинематики подвески изменить так называемое плечо крена. Можно поставить шины, менее цепкие в поперечном направлении, чтобы машина начинала раньше скользить. Можно, наконец, настроить систему стабилизации таким образом, чтобы она не давала развивать критичных поперечных ускорений.

Основную роль в предотвращении опрокидывания современного автомобиля играет система стабилизации. На асфальте правильно настроенная электроника способна уберечь от переворота даже груженый внедорожник!

Но при прочих равных — чем выше автомобиль, тем больше плечо у пары сил, создающих опрокидывающий момент. Если у обычных легковушек центр масс расположен на высоте ­500—600 мм, то у паркетников он поднят уже на 600—700 мм, а у внедорожников — и вовсе на 750, а то и более. Опрокидывающий момент в идентичных условиях будет почти в полтора раза выше!

Схема маневра Лосиный тест

Скорость выполнения маневра Лосиный тест, км/ч
Автомобиль Пустой Груженый
Renault Duster 2.0 74,3 70,5
Subaru Forester 2.0T 80,1 76,4
Volkswagen Tiguan 2.0 TSI 75,7 75,4
Audi Q7 3.0 TFSI 79,8 78,9
Toyota Land Cruiser 200 Diesel 73,5 67,8
Mitsubishi L200 75,8 70,1
Toyota Hilux 72 71

Схема маневра Поворот

Скорость выполнения маневра Поворот, км/ч
Автомобиль Пустой Груженый
Renault Duster 2.0 69 65
Subaru Forester 2.0T 70 65
Volkswagen Tiguan 2.0 TSI 70 68
Audi Q7 3.0 TFSI 68 68
Toyota Land Cruiser 200 Diesel 66 64
Mitsubishi L200 67,5 61,5
Toyota Hilux 66 62

Он увеличивается еще и по мере загрузки автомобиля — не только потому, что сила инерции прямо пропорциональна массе. Ведь поклажу вы размещаете не на асфальте, а значительно выше. И просадка подвески на ­три—­пять сантиметров (с полной нагрузкой ни одна из семи машин у нас ниже не опустилась) это компенсирует лишь частично.

Источник

«Лосиный тест»: какие машины его провалили и почему

Упражнение под названием «двойная переставка» с резким объездом препят­ствия, которое имеет и более привычное многим название «лосиный тест», считается одним из самых сложных для машины. Если в настройках шасси или электронике, которая контроли­рует движение, есть недостатки, то это заковыри­стое испытание их непременно выявит. Взгляните на шесть неожидан­ностей, раскрытых в ходе недавних «лосиных» тестов незави­симых экспертов. Оказы­вается, даже опытные инженеры-настройщики могут ошибаться…

Читайте также:  Как сделать полутени тенями

#1. Toyota RAV4 и шведский «фейл»

Как проводят «лосиный тест»? На участке полигона автомобиль разгоняют до скорости городского потока и направляют в узкий коридор из конусов, после чего испытатель за рулём имитирует «объезд» препят­ствия, резко меняя направ­ление. Попытка считается успешной, если по возвращении в свою «полосу» авто­мобиль не вылетел с траектории, не сбил конусы и остался управля­емым. Мерилом выступает предель­ная скорость, на которой удаётся выполнить переставку.

Поскольку испытание «лосями» старо как мир, крупные автопроиз­водители научили свои машины успешно противо­стоять внезапным опасностям на дороге и буквально вызубрили упражнение на граждан­ских скоростях. Однако инциденты на полигонах по-прежнему случаются. Например, в 2019 году в Швеции, где новенький на тот момент кроссовер Toyota, ко всеобщему изумлению, потерпел фиаско на «лосиной» переставке.

Тест проводили журналисты издания Teknikens Värld. Раз за разом они разгоняли кроссовер, проходили на нём сквозь коридоры из конусов и всякий раз сталки­вались с заносом, сильными кренами и поздним срабаты­ванием системы стабили­зации. А попытки ехать быстрее 68 кило­метров в час приводили к тому, что авто­мобиль вообще становился слабо управля­емым. Для сравнения: взятый в качестве «референ­сного» конкурента Nissan Qashqai успешно объезжал препятствие на а более массивный Kia Sorento — на

По итогам теста издание посоветовало воздержаться от покупки японской новинки. В компании Toyota взяли инцидент на карандаш, занялись настройкой системы стабили­зации и вскоре выкатили усовершен­ствованный вариант. Но в прошлом году шведы повторили упражнение, взяв на тест более мощную и тяжёлую версию «рафика». Резуль­таты тоже оказались не айс: скоростной потолок, при котором авто­мобиль держался в полосе, составил 63 кило­метра в час. Тойота учла и этот момент, вновь занявшись доработками.

#2. Dacia Spring, которая «лучше, чем Tesla»

А буквально на днях «крещение» переставками и конусами прошёл самый доступный европейский электрокар — хэтчбек Dacia Spring. Оговоримся, что 45-сильный малыш попал в эту подборку не в результате провального теста, а из-за сравнения показателей с «лучшими мира сего».

После пробных попыток румынский хэтчбек прошёл переставку со скоростью 77 километров в час. Несмотря на то, что у машины обнаружилась склон­ность к заносу на скорости, результат признали хорошим. Более того, по меркам электриче­ских авто­мобилей Spring выступил более чем достойно: озвученную выше скорость испытатели посчитали даже высокой для выпол­нения «лосиного теста». Ту же площадку «батарейный» кроссовер Tesla Model X успешно преодолел на 70 километрах в час, а электрокар Porsche Taycan Turbo S — на 78, фактически сравнявшись с «Дачией».

#3. Toyota Hilux и езда боком

Но вернёмся к провалам. А точнее — к попытке переворота, которую в 2016 году чуть не совершил пикап Hilux под управле­нием тест-пилота издания Teknikens Värld. Собственно, тест грузо­пассажирской Тойоты шведы затеяли, чтобы освежить воспоми­нания девяти­летней давности и сравнить два «Хайлакса»: свежего восьмого и прежнего седьмого поколений.

Лосиный тест 2007 года, по мнению экспертов, вышел провальным. Возвра­щаясь в свою полосу после объезда условного лося пикап накренился, встал на оба внешних колеса и был готов пере­вернуться, что вынудило водителя «уйти» левее, избегая более страшных послед­ствий. Повторив заезд в журналисты оказались в схожей ситуации. Новый Hilux всё так же опасно реагировал на резкую смену направ­лений и охотно валился набок. Скорость, достигнутая на переставке, оказалась невысокой: всего 59,5 кило­метров в час. Но помимо личной неудачи Toyota проиграла в сравнении с конкурентами — по резуль­татам «лосиного теста» японская модель оказалась хуже, чем Nissan Navara VW Amarok Isuzu Mitsubishi L200 Ford Ranger и Dodge RAM

Читайте также:  Как сделать графики работы

#4. Skoda Superb iV и VW Passat GTE: подрифтим?

Проблемы с объездом внезапных препятствий могут быть не только у высоких внедорожников, но и у легковых моделей, обычно хвастающих отменной управля­емостью. Таких как, например, Volkswagen Passat. Но в прошлом году немецкая модель (в кузове универсал) на пару с чешской Skoda Superb умудрились «запороть» тест с двойной переставкой.

Неудача коснулась «сараев» в гибридном исполнении — со 115-сильным электро­мотором и дополни­тельным блоком батарей. На скорости в Пассат неприятно удивил заносами — как при выезде из полосы, так и по возвращении назад. А Шкода начала объезд со сноса, а после принялась размашисто «мести» задней частью, из-за чего пролетела мимо конусов. Максимальной для обоих универсалов стала скорость в 68 километров в час — только на ней сохранялась возмож­ность корректно вписываться в габариты.

Чего от автомобилей требовали правила? Без проблем обходить препят­ствие и снова занимать полосу на скоростях не ниже при полной разрешённой загрузке. Сложно ли это? Вовсе нет — «сараи» Mercedes-Benz и Peugeot 508 SW справились с идентичным упражне­нием без лишних фокусов, позволив испытате­лям Teknikens Värld разогнаться до 74 и 78 километров в час.

#5. VW Golf и проблемки.

Сильнее крупных легковушек на тестах могут огорчить только компактные и шустрые. В том же 2020 году с лосиным тестом не справился и малыш Golf, показав предельную скорость в 69 километров в час.

Проблемы с координацией начались уже при выезде из «полосы»: на скорости в хэтчбек резво вылетел на «встречку», где сшиб конусы, а после не сумел вернуться в основной коридор. Чтобы успешно пройти испытание, скорость его прохож­дения для Гольфа пришлось планомерно снижать, а идеаль­ными для авто­мобиля испытатели из Испании и вовсе назвали.

К слову, ниже показателя Volkswagen в 2019 году был результат другого компактного «немца» — четырёх­дверки CLA от компании Mercedes-Benz, сумевшей выполнить «чистый» объезд лишь на скорости в 66 километров в час.

#6. Nissan Kicks и «о, мой бог!»

«Провалы» на полигонных тестах могут быть как чисто статистиче­скими (низкая скорость, число сбитых конусов, эффектив­ность переставки), так и вполне реаль­ными и в прямом смысле громкими. Наверняка вы помните об эпичном фейле Mercedes-Benz который фактически стал катали­затором подобных проверок активной безопас­ности. А в 2018 году к леген­дарному перевороту «немца» чуть не добавился бюджетный «японец».

«Лосиную» проверку компактному хэтчу Kicks устроили журналисты мексикан­ского издания Autologia. Причём для испытаний была взята базовая версия, лишённая системы стабили­зации. Уклоняясь от «препят­ствия» на скорости в 40 миль в час автомобиль продемон­стрировал короткий занос, после чего за секунду встал на левые колёса и пригото­вился к кувырку. Лишь мгновенная реакция пилота спасла от аварии.

Успокоившись и пригласив на площадку скорую помощь (а также профес­сиональ­ного пилота), в Autologia повторили то же упражне­ние, но уже на Kicks с опциональ­ной системой ESP. Как и ожидалось, в экстренной ситуации хэтчбек с электроникой не позволил себе ни грамма того, чем «наградила» журналистов базовая модель: скорость на пере­ставке составила а сам объезд вышел образцовым. Нужны ли выводы?

Источник

Поделиться с друзьями
Ответ и точка