Экстремальный автотренинг.
Упражнение 27. «Лосиный тест».
Это имитация объезда внезапно появившегося препятствия с возвращением на свою полосу. Представьте себе, что на дорогу выбежало крупное животное (именно животные появляются внезапно) и его надо объехать. Стоп, стоп! Давайте разберемся в этой непростой ситуации. Недавно я встретил соседа, который был в ошейнике из гипса. «Хотел объехать собаку, но угодил в кювет и перевернулся», – объяснил он. Вот вам и объезд препятствия. Мораль: никогда не пытайтесь объехать животных, внезапно оказавшихся на дороге. Правильным решением будет применение экстренного торможения. Во-первых, после торможения, которое значительно снизит скорость, удар о животное уже не будет таким сильным. Во-вторых, опасность вылета с дорожного полотна будет сведена к минимуму. А как же «лосиный тест»? Оставим его профессионалам.
Правда, профессионалы-испытатели, как только оказываются «в руле», так и норовят продемонстрировать своим коллегам свой высокий класс и проделать упражнение на очень высокой скорости.
Рис. 47. «Лосиный тест» – это имитация объезда внезапно появившегося препятствия с возвращением на свою полосу.
Рис. 48. «Лосиный тест», или переставка по методике VDA (Verband der Automobilindustrie), выполняется на скорости 60–80 км/ч с отпущенной педалью газа, то есть водитель работает только рулем, стараясь удержать автомобиль на траектории. Эти условия имитируют объезд препятствия в городских условиях. Эксперты стараются смоделировать действия обычных водителей и резко крутят руль влево-вправо, как сделал бы это обычный среднестатистический водитель при объезде внезапно появившегося препятствия.
Это неправильно. Выполнение «лосиного теста» – это не соревнование, а проверка управляемости автомобиля в критической ситуации. Я наблюдал в качестве пассажира, как этот тест проделывает эксперт одного немецкого автомобильного журнала. Подъехав к имитирующим препятствие пластиковым конусам, он резко крутанул руль влево и тут же так же резко вправо, машина чудом вписалась в створ между конусами. Я спросил его, почему он действует, как «чайник»? Эксперт ответил: «А как ты думаешь будет действовать в этой непредвиденной ситуации среднестатистический водитель? Именно так – неумело». Действительно, подумал я, эксперт абсолютно прав.
Рис. 49. Схема теста ISO на управляемость. При выполнении этого упражнения эксперты активно работают не только рулем, но и тормозом и газом. Начальная скорость прохождения ворот – 120 км/ч. Работа газом нужна, чтобы удержать автомобиль под контролем, иначе он может потерять управление.
Так или иначе, но если в вашем распоряжении есть площадка достаточных размеров, попробуйте свои силы в выполнении этого маневра. Для этого привожу размеры переставки, как у нас называют «лосиный тест» (см. рис. 48). Это упражнение выполняется с отпущенной педалью газа и тормоза – в распоряжении водителя только руль. Задача – объехать воображаемое препятствие. Более скоростное упражнение, или тест на управляемость по методике ISO (International Organisation for Standarnisation), имитирует выезд на встречную полосу, которую нужно как можно скорей покинуть. Оно состоит в прохождении с максимально возможной скоростью ровного участка дороги длиной 125 метров. При этом наравне с рулем задействуются педали газа и педали тормоза. Разметка при выставлении конусов – другая. (Схема изображена на рис. 49.).
Источник
Поперечная устойчивость: переворачиваются ли груженые кроссоверы и внедорожники?
Рывок рулем, глубокий крен — и, если ничего не предпринять, машина завалится набок! Высокие автомобили, особенно груженые, при резких маневрах на сухом асфальте проявляют склонность к опрокидыванию. Что будет, если сделать Лосиный тест или Поворот, загрузив по полной не только пикапы Mitsubishi L200 и Toyota Hilux, но и популярные нынче кроссоверы и внедорожники: Audi Q7, Toyota Land Cruiser 200, Subaru Forester, Renault Duster и Volkswagen Tiguan?
Почему машины опрокидываются?
Автомобиль взаимодействует с дорогой посредством сил, действующих в пятне контакта шин. Иными словами, векторы сил, заставляющих машину поворачивать, расположены в плоскости дороги. А вот сила инерции автомобиля, противящаяся повороту, приложена в центре масс на определенной высоте от асфальта. В результате образуется пара сил, стремящихся повалить машину набок, — момент от них потому и называется опрокидывающим.
Мало у кого в гараже найдутся электронные весы, чтобы контролировать нагрузку на каждую из осей так, как это делаем мы. Но можно воспользоваться простым житейским способом: до и после погрузки измерить рулеткой расстояние от центра колеса до верхней кромки крыла — просадка подвески, в первую очередь задней, не должна превышать 5 см
Как с этим бороться? Можно расширить колею, чтобы автомобиль крепче стоял на ногах. Можно с помощью кинематики подвески изменить так называемое плечо крена. Можно поставить шины, менее цепкие в поперечном направлении, чтобы машина начинала раньше скользить. Можно, наконец, настроить систему стабилизации таким образом, чтобы она не давала развивать критичных поперечных ускорений.
Основную роль в предотвращении опрокидывания современного автомобиля играет система стабилизации. На асфальте правильно настроенная электроника способна уберечь от переворота даже груженый внедорожник!
Но при прочих равных — чем выше автомобиль, тем больше плечо у пары сил, создающих опрокидывающий момент. Если у обычных легковушек центр масс расположен на высоте 500—600 мм, то у паркетников он поднят уже на 600—700 мм, а у внедорожников — и вовсе на 750, а то и более. Опрокидывающий момент в идентичных условиях будет почти в полтора раза выше!
Схема маневра Лосиный тест
Скорость выполнения маневра Лосиный тест, км/ч | ||
---|---|---|
Автомобиль | Пустой | Груженый |
Renault Duster 2.0 | 74,3 | 70,5 |
Subaru Forester 2.0T | 80,1 | 76,4 |
Volkswagen Tiguan 2.0 TSI | 75,7 | 75,4 |
Audi Q7 3.0 TFSI | 79,8 | 78,9 |
Toyota Land Cruiser 200 Diesel | 73,5 | 67,8 |
Mitsubishi L200 | 75,8 | 70,1 |
Toyota Hilux | 72 | 71 |
Схема маневра Поворот
Скорость выполнения маневра Поворот, км/ч | ||
---|---|---|
Автомобиль | Пустой | Груженый |
Renault Duster 2.0 | 69 | 65 |
Subaru Forester 2.0T | 70 | 65 |
Volkswagen Tiguan 2.0 TSI | 70 | 68 |
Audi Q7 3.0 TFSI | 68 | 68 |
Toyota Land Cruiser 200 Diesel | 66 | 64 |
Mitsubishi L200 | 67,5 | 61,5 |
Toyota Hilux | 66 | 62 |
Он увеличивается еще и по мере загрузки автомобиля — не только потому, что сила инерции прямо пропорциональна массе. Ведь поклажу вы размещаете не на асфальте, а значительно выше. И просадка подвески на три—пять сантиметров (с полной нагрузкой ни одна из семи машин у нас ниже не опустилась) это компенсирует лишь частично.
Источник
«Лосиный тест»: какие машины его провалили и почему
Упражнение под названием «двойная переставка» с резким объездом препятствия, которое имеет и более привычное многим название «лосиный тест», считается одним из самых сложных для машины. Если в настройках шасси или электронике, которая контролирует движение, есть недостатки, то это заковыристое испытание их непременно выявит. Взгляните на шесть неожиданностей, раскрытых в ходе недавних «лосиных» тестов независимых экспертов. Оказывается, даже опытные инженеры-настройщики могут ошибаться…
#1. Toyota RAV4 и шведский «фейл»
Как проводят «лосиный тест»? На участке полигона автомобиль разгоняют до скорости городского потока и направляют в узкий коридор из конусов, после чего испытатель за рулём имитирует «объезд» препятствия, резко меняя направление. Попытка считается успешной, если по возвращении в свою «полосу» автомобиль не вылетел с траектории, не сбил конусы и остался управляемым. Мерилом выступает предельная скорость, на которой удаётся выполнить переставку.
Поскольку испытание «лосями» старо как мир, крупные автопроизводители научили свои машины успешно противостоять внезапным опасностям на дороге и буквально вызубрили упражнение на гражданских скоростях. Однако инциденты на полигонах по-прежнему случаются. Например, в 2019 году в Швеции, где новенький на тот момент кроссовер Toyota, ко всеобщему изумлению, потерпел фиаско на «лосиной» переставке.
Тест проводили журналисты издания Teknikens Värld. Раз за разом они разгоняли кроссовер, проходили на нём сквозь коридоры из конусов и всякий раз сталкивались с заносом, сильными кренами и поздним срабатыванием системы стабилизации. А попытки ехать быстрее 68 километров в час приводили к тому, что автомобиль вообще становился слабо управляемым. Для сравнения: взятый в качестве «референсного» конкурента Nissan Qashqai успешно объезжал препятствие на а более массивный Kia Sorento — на
По итогам теста издание посоветовало воздержаться от покупки японской новинки. В компании Toyota взяли инцидент на карандаш, занялись настройкой системы стабилизации и вскоре выкатили усовершенствованный вариант. Но в прошлом году шведы повторили упражнение, взяв на тест более мощную и тяжёлую версию «рафика». Результаты тоже оказались не айс: скоростной потолок, при котором автомобиль держался в полосе, составил 63 километра в час. Тойота учла и этот момент, вновь занявшись доработками.
#2. Dacia Spring, которая «лучше, чем Tesla»
А буквально на днях «крещение» переставками и конусами прошёл самый доступный европейский электрокар — хэтчбек Dacia Spring. Оговоримся, что 45-сильный малыш попал в эту подборку не в результате провального теста, а из-за сравнения показателей с «лучшими мира сего».
После пробных попыток румынский хэтчбек прошёл переставку со скоростью 77 километров в час. Несмотря на то, что у машины обнаружилась склонность к заносу на скорости, результат признали хорошим. Более того, по меркам электрических автомобилей Spring выступил более чем достойно: озвученную выше скорость испытатели посчитали даже высокой для выполнения «лосиного теста». Ту же площадку «батарейный» кроссовер Tesla Model X успешно преодолел на 70 километрах в час, а электрокар Porsche Taycan Turbo S — на 78, фактически сравнявшись с «Дачией».
#3. Toyota Hilux и езда боком
Но вернёмся к провалам. А точнее — к попытке переворота, которую в 2016 году чуть не совершил пикап Hilux под управлением тест-пилота издания Teknikens Värld. Собственно, тест грузопассажирской Тойоты шведы затеяли, чтобы освежить воспоминания девятилетней давности и сравнить два «Хайлакса»: свежего восьмого и прежнего седьмого поколений.
Лосиный тест 2007 года, по мнению экспертов, вышел провальным. Возвращаясь в свою полосу после объезда условного лося пикап накренился, встал на оба внешних колеса и был готов перевернуться, что вынудило водителя «уйти» левее, избегая более страшных последствий. Повторив заезд в журналисты оказались в схожей ситуации. Новый Hilux всё так же опасно реагировал на резкую смену направлений и охотно валился набок. Скорость, достигнутая на переставке, оказалась невысокой: всего 59,5 километров в час. Но помимо личной неудачи Toyota проиграла в сравнении с конкурентами — по результатам «лосиного теста» японская модель оказалась хуже, чем Nissan Navara VW Amarok Isuzu Mitsubishi L200 Ford Ranger и Dodge RAM
#4. Skoda Superb iV и VW Passat GTE: подрифтим?
Проблемы с объездом внезапных препятствий могут быть не только у высоких внедорожников, но и у легковых моделей, обычно хвастающих отменной управляемостью. Таких как, например, Volkswagen Passat. Но в прошлом году немецкая модель (в кузове универсал) на пару с чешской Skoda Superb умудрились «запороть» тест с двойной переставкой.
Неудача коснулась «сараев» в гибридном исполнении — со 115-сильным электромотором и дополнительным блоком батарей. На скорости в Пассат неприятно удивил заносами — как при выезде из полосы, так и по возвращении назад. А Шкода начала объезд со сноса, а после принялась размашисто «мести» задней частью, из-за чего пролетела мимо конусов. Максимальной для обоих универсалов стала скорость в 68 километров в час — только на ней сохранялась возможность корректно вписываться в габариты.
Чего от автомобилей требовали правила? Без проблем обходить препятствие и снова занимать полосу на скоростях не ниже при полной разрешённой загрузке. Сложно ли это? Вовсе нет — «сараи» Mercedes-Benz и Peugeot 508 SW справились с идентичным упражнением без лишних фокусов, позволив испытателям Teknikens Värld разогнаться до 74 и 78 километров в час.
#5. VW Golf и проблемки.
Сильнее крупных легковушек на тестах могут огорчить только компактные и шустрые. В том же 2020 году с лосиным тестом не справился и малыш Golf, показав предельную скорость в 69 километров в час.
Проблемы с координацией начались уже при выезде из «полосы»: на скорости в хэтчбек резво вылетел на «встречку», где сшиб конусы, а после не сумел вернуться в основной коридор. Чтобы успешно пройти испытание, скорость его прохождения для Гольфа пришлось планомерно снижать, а идеальными для автомобиля испытатели из Испании и вовсе назвали.
К слову, ниже показателя Volkswagen в 2019 году был результат другого компактного «немца» — четырёхдверки CLA от компании Mercedes-Benz, сумевшей выполнить «чистый» объезд лишь на скорости в 66 километров в час.
#6. Nissan Kicks и «о, мой бог!»
«Провалы» на полигонных тестах могут быть как чисто статистическими (низкая скорость, число сбитых конусов, эффективность переставки), так и вполне реальными и в прямом смысле громкими. Наверняка вы помните об эпичном фейле Mercedes-Benz который фактически стал катализатором подобных проверок активной безопасности. А в 2018 году к легендарному перевороту «немца» чуть не добавился бюджетный «японец».
«Лосиную» проверку компактному хэтчу Kicks устроили журналисты мексиканского издания Autologia. Причём для испытаний была взята базовая версия, лишённая системы стабилизации. Уклоняясь от «препятствия» на скорости в 40 миль в час автомобиль продемонстрировал короткий занос, после чего за секунду встал на левые колёса и приготовился к кувырку. Лишь мгновенная реакция пилота спасла от аварии.
Успокоившись и пригласив на площадку скорую помощь (а также профессионального пилота), в Autologia повторили то же упражнение, но уже на Kicks с опциональной системой ESP. Как и ожидалось, в экстренной ситуации хэтчбек с электроникой не позволил себе ни грамма того, чем «наградила» журналистов базовая модель: скорость на переставке составила а сам объезд вышел образцовым. Нужны ли выводы?
Источник