Почему не женился Н. В. Гоголь?
1. Секрет таланта Гоголя
Интерес к творчеству Николая Васильевича Гоголя не ослабевает. И сегодня его повести читают миллионы. При том, что Гоголь не был членом Союза писателей, а закончил лишь Нежинскую гимназию. Но в литературном институте студентов учат писать на примере Гоголя. Тем не менее Николай Васильевич сам много читал, и даже намеревался занять кафедру истории в Киевском университете.
1. Мелкому канцелярскому служащему было не до любви
Но начинал свою карьеру в Санкт-Петербурге Гоголь мелким клерком. Это при том, что родители его были помещиками. Было у них четыреста душ крепостных. Но отец писателя рано умер, и хозяйство их было расстроено. Если бы пан Николай занялся делом, то тогда ему с сёстрами хватило бы на жизнь. Однако амбициозный юноша после гимназии поехал искать счастья в столицу.
В Санкт-Петербурге бедного провинциала никто не ждал. Ему удалось устроиться на скромную должность писца 1-го стола 2-го отделения департамента уделов. Работа эта его тяготила, и он перешел на другую — коллежским регистратором. Жалование его было скромным — около 400 руб. в год. И будущему писателю пришлось ещё подрабатывать частными уроками.
Снять приличного жилья Николай не мог. Он жил то у друзей, то у родственников. Недолгое время он снимал квартиры в доходных домах.
Особенность таланта Гоголя в том, что он подмечал человеческие недостатки, и ими наделял своих героев. По этой причине, почти все его персонажи, в том числе и женские, отрицательные. Правда, в повести Тарас Бульба он рассказывает о любви Андрия к прекрасной шляхтянке Зосе. Андрий ради своей возлюбленной предал своих родных и товарищей. Рассказывая о любви Андрия, автор, наверняка, представлял себя на его месте.
Но сам Николай Васильевич в жизни свою «Зосю» так и не нашел. Хотя многие дамы из светского общества были страстными почитательницами его таланта. Однако до близости ни с одной из них дело так и не дошло. Был дружен Гоголь, например, с Александрой Иосифовной Рассеет. Вместе они читали книги. Но Гоголь при этом не забывал о другом. Его терзала мысль о возможной расплате после смерти за его мнимые грехи. Потому до греховного секса у них с Александрой Иосифовной дело так и не дошло. Она была для него лишь подружкой при посещении древних соборов, для разучивания псалмов. В этом и была вся их любовь.
Пока Гоголь был мелким чиновником, у него не было ни денег, ни жилья, куда бы он мог привести жену. А службу свою Николай Васильевич ненавидел, и потому пытался преуспеть в чём-то другом. Когда он только приехал в Петербург, он попытался стать артистом. Но в театр провинциала не взяли. И амбициозный молодой украинец не оставлял попыток проявить себя в чём-то ещё. Он взялся сочинять рассказы на темы, связанные с Украиной. Их он опубликовал в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книга имела успех, и от продолжил начатую тему. При работе над рассказами Гоголь, целиком погружался в мир своих героев. Работал он медленно и тщательно. И времени на любовь у трудоголика Гоголя не оставалось.
При создании сборника «Миргород, и петербургских повестей он использовал свой украинский опыт, и опыт работы чиновником. Для новых произведений, однако, ему нужен был другой материал. Ему были необходимы новые впечатления, ему нужно было менять места и общаться с разными людьми. И поэтому он не мог спокойно писать «Мёртвые души» в Сорочинцах. Он отправился путешествовать по Европе. Жил он в Риме, затем во Франкфурте, в Дюссельдорфе, в Ницце, в Париже и в Остенде. В Италии он восхищался южной природой, произведениями искусства, памятниками древности. Он посещать картинные галереи. Часто бывал в мастерских художников. И при такой насыщенной духовной жизни, у него не оставалось времени на земную любовь.
2. Жертва религиозной пропаганды
Современные психиатры спорят над тем, каким именно психическим расстройством страдал Гоголь. Вспоминают, что психические нарушения были у его отца, и у матушки.
Сам Гоголь был фанатично верующим. А вера в Царство небесное в то время была официальной. Многие люди, включая императоров, искренне верили в существование небесного Рая, и страшного ада. Неверие же для любого человека в то время могло очень дорого ему обойтись. А потому все молились в церквях о спасении от страшных мук. А те, кто не ходили в церковь, вызывали подозрение.
Гоголь тоже оказался подвержен тотальной пропаганде. Он верил, что праведников после смерти ждёт беззаботная жизнь в Раю, но главное грешников ждут муки адовы.
Вообще-то детям и людям с неустойчивой психикой о грядущих адовых муках лучше не рассказывать. Перспектива быть подвергнутым экзекуции в кипящей смоле, приведёт к тому, что дети не будут спать по ночам, а у впечатлительных взрослых верующих этот страх может привести к психическому расстройству.
И Гоголь никогда не забывал о возможном суровом наказании за грехи. Кроме того, он боялся быть похороненным заживо, и потому даже спал сидя. Он боялся, что его отравят лекарствами. В конце жизни он уже боялся всего. Он составил молитву, в которой просил Бога «удалиться от мира в святой угол уединения».
Иногда писатель, который давно уже ничего не писал, погружался в очень тяжелую депрессию. И для того, чтобы Бог простил ему грехи, постился, отказывался от еды, чтобы очистить свою душу. Он терзался из-за своих мнимых грехов, и думал уйти в монахи.
Чтобы Господь его услышал, по благословению духовника он отправился в паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню.
Гоголь общался со многими известными русскими писателями. Коллеги либо хвалили, либо критиковали, написанное им. Но глубоко верующий Гоголь критику воспринимал как упрёки в грехах.
Для общения себе он находил таких же, как он религиозных фанатиков. Один них, ржевский протоиерей Матфей Константиновский уличал раба божьего Николая в недостаточном смирении, и в недостаточном благочестии, и потребовал, от терзающегося из-за грехов Гоголя, отречься от Пушкина.
Этот, тоже, наверняка, психически нездоровый человек, был для Гоголя авторитетом. Отец Матфей прочитал написанное Гоголем, и некоторые его произведения назвал вредными. Тогда Гоголь дал ему на прочтение рукопись второй части «Мёртвых душ». Протоиерей Матфей был единственным прижизненным читателем этой рукописи. Возвращая её, Матфей вынес приговор — некоторые главы нужно уничтожить. Испугавшийся гнева божьего, Гоголь на следующий день сжег уже всю рукопись. Позже он оправдывал это влиянием злого духа.
В последние дни психика его окончательно расстроилась. Гоголь начал говеть за неделю до Великого поста и почти перестал есть. Он и дальше строго соблюдал пост и приготовился к смерти. В конце концов, писатель умер от истощения.
Страдавший от психического расстройства Гоголь был религиозным фанатиком. А если бы не религия, стал бы он более адекватным? Трудно сказать. Быть может, тогда у него бы развились другие фобии?
Но, прибывая в мире своих творческих, а затем и религиозных фантазий, он всё больше отдалялся от реальности. Если бы у него была семья, и ему приходилось бы думать о ней, может быть, времени на самокопание у него бы не оставалось? Но он, свободный от мирских забот, заполнял свою жизнь не только наслаждением природой и искусством, он пребывал в параллельном мире, где действуют Дьявол и Бог.
В параноидальном мире Гоголя не было места для семьи и для земных забот.
Религиозные фантазии, в которые он был погружен, вытеснили из его сознания любовь, и желание иметь семью.
Конечно, и сегодня довольно таких одержимых. Но как им помочь? Никак. Эти «праведники» находят себе единомышленников, и живут в вымышленном ими мире. В то же самое время, пока они ищут путь к Богу или ищут спасения от Дьявола, многие женщины остаются незамужними и живут без семьи.
Источник
Почему Гоголь не был женат
О личной жизни Гоголя рассказывают самые странные небылицы. Даже в литературоведении сложилось убеждение, будто Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской, пытался сделать ей предложение, но, как сообщается в новейшем издании переписки Гоголя с Виельгорскими, «переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого брака»…
Еще в апреле 1840 года Гоголь писал Николаю Белозерскому, черниговскому помещику, с которым был знаком с нежинской поры: «Я же теперь больше гожусь для монастыря, чем для жизни светской». А в феврале 1842 года признавался поэту Николаю Языкову: «Я чувствую, что разорвались последние узы, связывавшие меня со светом. Мне нужно уединение, решительное уединение. Я не рожден для треволнений и чувствую с каждым днем и часом, что нет выше удела на свете, как звание монаха». Эти слова могут служить ответом на вопрос, поставленный Гоголем спустя три года в названии статьи «Чей удел на земле выше», вошедшей в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями».
Последнее десятилетие жизни Гоголя проходит под знаком все усиливающейся тяги к иночеству. Не давая монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания, он воплощал их в своем образе жизни. Гоголь не имел собственного дома и жил у друзей — сегодня у одного, завтра у другого. Свою долю имения он отказал в пользу матери и остался нищим, — помогая при этом бедным студентам из средств, получаемых за издание своих сочинений. После смерти Гоголя все личное имущество его состояло из нескольких десятков рублей серебром, книг и старых вещей, — а между тем созданный им фонд «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством», составлял более двух с половиной тысяч рублей.
О его церковном отношении к послушанию говорит тот поразительный факт, что он по совету своего духовного отца сжег главы незаконченного труда и фактически отказался от художественного творчества. О том, насколько труден этот шаг был для Гоголя, можно судить по его признанию в «Авторской исповеди»: «Мне, верно, потяжелей, чем кому-либо другому, отказаться от писательства, когда это составляло единственный предмет всех моих помышлений, когда я все прочее оставил, все лучшие приманки жизни, и, как монах, разорвал связи со всем тем, что мило человеку на земле, затем чтобы ни о чем другом не помышлять, кроме труда своего».
Гоголь, по-видимому, никогда не имел намерения жениться. Современники не оставили никаких свидетельств о его близких отношениях с какой-либо женщиной. В письме к Василию Андреевичу Жуковскому от 10 января (н. ст.) 1848 года, излагая свои воззрения на искусство, он говорит, что не должен, как ему кажется, он связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной. Живописцу Александру Иванову Гоголь также замечал, что для него едва ли позволительны мечты о женитьбе. «Вы нищий, — говорил он ему, — и не иметь вам так же угла, где приклонить главу, как не имел его и Тот, Которого пришествие дерзаете вы изобразить кистью! А потому евангелист прав, сказавши, что иные уже не свяжутся никогда никакими земными узами» (из письма от 24 июля (н.ст.) 1847 года).
В литературоведении, однако, сложилось убеждение, что Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской (в замужестве княгиней Шаховской) и даже пытался сделать ей предложение. В новейшем издании переписки Гоголя с Виельгорскими этот эпизод освещается следующим образом: «По семейному преданию Виельгорских, в конце 1840-х годов Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне. Однако предварительные переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого брака».
В биографическом словаре «Русские писатели» об этом сказано более подробно: «Весной 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь — делает предложение А.М.Виельгорской, но получает отказ. Было ли причиной отсутствие ответного чувства или же сопротивление знатных родителей (ее мать — урожденная принцесса Бирон), но факт тот, что отказ глубоко ранил Гоголя. С чувством уязвленной гордости и горького смирения пишет он Виельгорской, что должен был лучше узнать свою роль: «Чем-нибудь да должен же я быть относительно вас: Бог не даром сталкивает так чудно людей. Может быть, я должен быть не что другое в отношении (вас), как верный пес, обязанный беречь в каком-нибудь углу имущество господина своего».
Несмотря на то, что авторы процитированных строк (в первом случае это Мария Виролайнен, во втором — Юрий Манн), по-разному датируют сватовство Гоголя, их суждения основываются на одном и том же источнике — разысканиях Владимира Шенрока, посвятившего отношениям Гоголя с Виельгорскими специальную работу. На основании переписки Гоголя с графиней Анной Михайловной и некоторых устных свидетельств биограф пришел к заключению, что Гоголь сделал предложение, вероятно, в 1848 году, когда после возвращения из Иерусалима ездил на короткое время в Петербург.
Позднее, в четвертом томе своих «Материалов для биографии Гоголя» Шенрок относит сватовство писателя предположительно к 1850 году (оговаривая, что это не больше, как предположение), когда прекратилась переписка Гоголя с Виельгорскими. Обоснование самого факта сватовства осталось прежним. Каково же это обоснование?
Известно, что графиня Анна Михайловна Виельгорская была одной из постоянных корреспонденток Гоголя, в отношении которой он мыслил себя духовным наставником и учителем, стремясь поддерживать в ней интерес к России и всему русскому. «Тут-то, — пишет Шенрок, — по-видимому, и явилось у Гоголя желание видеть Анну Михайловну своей женой. Давая ей советы и наставления, касающиеся русской литературы, он начинает в то же время затрагивать вопросы, относящиеся к разным сторонам жизни. Он советует ей не танцевать, не вести праздных разговоров, откровенно высказывает ей, что она нехороша собой, что ей не следует искать избранника в большом свете посреди пустоты В свою очередь, исполненные задушевного участия расспросы Анны Михайловны о здоровье Гоголя, об успехе его литературных занятий поддерживали в нем надежду на взаимность. Одним словом, отношения ее к Гоголю незаметно перешли за черту обыкновенной дружбы и сделались чрезвычайно интимными (? — В.В.). Но здесь-то началась фальшь их положения. Виельгорские, как большинство людей титулованных и принадлежащих высшему кругу, никогда не могли бы допустить мысли о родстве с человеком, так далеко отстоявшим от них по рождению. Анна Михайловна, конечно, не думала о возможности связать свою судьбу с Гоголем. Оказалось, что Виельгорские, при всем расположении к Гоголю, не только были поражены его предложением, но даже не могли объяснить себе, как могла явиться такая странная мысль у человека с таким необыкновенным умом».
«Впрочем, — замечает биограф, — мы должны сделать оговорку: собственно говоря, Гоголь только обратился с запросом к графине через Алексея Владимировича Веневитинова, женатого на старшей дочери Виельгорских, Аполлинарии Михайловне. Зная взгляды своих родственников, Веневитинов понял, что предложение не может иметь успеха, и напрямик сказал о том Гоголю».
В свое время профессор Александр Иванович Кирпичников высказал сомнение в сватовстве Гоголя, отмечая противоречия в построениях Шенрока: если Гоголь делал предложение в 1848 году, то все «интимности», отмеченные биографом в переписке молодой графини с Гоголем, являются после предполагаемого сватовства и отказа; если же оно произошло в 1850 году, то нельзя признать крайне странным сватовство Гоголя через посредников на девушке, которую он не видел полтора года.
Да и сам Шенрок, вероятно, чувствуя неубедительность своих умозаключений и колеблясь в выборе даты — к какому году следует отнести предложение Гоголя, замечает, что «воспоминание о нем сохранилось в семейных преданиях родственников Анны Михайловны, а из переписки о существовании его можно догадываться только по единственному письму…»
Письмо Гоголя, о котором идет речь, не датировано и начинается словами: «Мне казалось необходимым написать вам хотя часть моей исповеди». Шенрок полагает, что оно было написано после получения Гоголем отказа по поводу сделанного им графине Анне Михайловне предложения и склонен приурочивать его к 1850 году, когда прекратилась переписка Гоголя с Виельгорскими.
Комментаторы Академического издания, вслед за Шенроком, датируют это письмо 1850 годом, весной (Гоголь предлагает графине с семьей пожить в их подмосковной деревне). Свою схему выстраивает Игорь Золотусский, относя вышеуказанное письмо к 1849 году, что совершенно справедливо. Датировать его следует, по всей видимости, маем 1849 года. Прямая ссылка на него есть в письме Гоголя к графине Анне Михайловне от 3 июня 1849 года: «Вот отчего мне казалось, что жизнь в деревне могла бы больше доставить пищи душе вашей, нежели на даче». Золотусский называет слухами и легендой устные сообщения Веневитиновых о сватовстве и основывает его единственно на майском письме Гоголя к графине. При этом он, как Шенрок и другие, не берет в расчет внутреннего, почти монашеского устроения Гоголя.
Между тем при внимательном прочтении этого письма нельзя найти никаких указаний на сватовство Гоголя. Речь идет в нем о неких «недоразумениях», рожденных на определенной почве. Можно предположить, что Гоголь на мгновение утратил свой обычный строгий контроль над собой. Незадолго до этого он признавался графине Анне Михайловне: «Наконец, я испытал в это время, как не проходит нам никогда безнаказанно, если мы хотя на миг отводим глаза свои от Того, к Которому ежеминутно должны быть приподняты наши взоры, и увлечемся хотя на миг какими-нибудь желаньями земными наместо небесных. Но Бог был милостив и спас меня, как спасал уже не один раз» (из письма от 30 марта 1849 года).
Не следует преувеличивать полушуточных любезностей Гоголя о «верном псе, обязанном беречь в каком-нибудь углу имущество господина своего». Это никак не похоже на любовное признание. Хотя исследователи на подобные слова и опираются в своих заключениях. В том же письме Гоголь настойчиво возвращает себя на уровень прежнего наставника графини, приглашая ее пожить в деревне и заботиться там о крестьянах, «а не о себе». Тем более, что после этих недоразумений переписка Гоголя с Виельгорскими не прервалась.
Меньше всего мы можем доверять как документу неким семейным преданиям. Как заметил еще протопресвитер Василий Зеньковский в своей книге о Гоголе, «рассказ Шенрока слишком неопределенен, чтобы на него можно серьезно опираться». Высказывание графа Владимира Александровича Соллогуба, женатого на второй дочери Виельгорских, Софье Михайловне, что Анна Михайловна — «кажется, единственная женщина, в которую влюблен был Гоголь», на которое обычно ссылаются, также не содержит в себе никаких свидетельств о сватовстве Гоголя.
Обратим внимание на мнение родных Гоголя по этому поводу. В Рукописном отделе Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге хранятся письма Анны Васильевны Гоголь, сестры писателя, к Антонине Михайловне Черницкой, автору статей о Гоголе, в том числе об отношении его к матери. Из этих писем видно, что в семье Гоголя отвергали саму возможность подобного сватовства. «Меня очень огорчил Шенрок, — говорит, в частности, Анна Васильевна, — хотя еще не читала его статьи, но из его писем узнала, и писала ему, что это сватовство невероятно! Возвратясь из Иерусалима, он не в таком был настроении, говорил, что желает пожить с нами в деревне, хозяйничать, построить домик, где бы у каждого была своя комната Мне кажется, он не думал о женитьбе, всегда говорил, что он не способен к семейной жизни! Я написала Шенроку об этом».
В другом письме к тому же адресату Анна Васильевна сообщает, что Николай Васильевич Берг (поэт-переводчик и историк, автор воспоминаний о Гоголе) предлагал Шенроку написать статью «Сватовство Гоголя» (вероятно, для редактировавшейся им газеты «Варшавский Дневник»). «Я в негодовании, — пишет она, — как ему могут это предлагать! Берется писать его биографию и совсем его не знает».
Итак, нельзя не признать, что вопрос о сватовстве Гоголя к графине Анне Михайловне Виельгорской не имеет сколько-нибудь серьезного научного обоснования. В этой связи вспомним слова о Гоголе, сказанные его старшим другом Жуковским: «Настоящим его призванием было монашество. Я уверен, что если бы он не начал свои «Мертвые Души», которых окончание лежало на его совести и все ему не давалось, то он давно бы стал монахом и был бы успокоен совершенно, вступив в ту атмосферу, в которой душа его дышала бы легко и свободно».
Источник