Как сделать свирель своими руками
Свирель (ее еще называют «сопелью» или «цевницей») — один из видов продольной флейты, распространенный на Руси. Согласно славянской легенде, на свирели играл Лель — сын богини любви. Поэтому считалось, что свирелью можно пробудить взаимные чувства.
Материалы и инструменты для изготовления свирели
Чтобы изготовить свирель из дерева своими руками, нам понадобится довольно внушительный арсенал:
- наждачка
- маленькая деревянная втулка (диаметром 1,5 см и длиной 4 см)
- линейка
- карандаш
- тюнер
- небольшие тисочки (не обязательно, но с ними гораздо удобней)
- что-то, чем можно сверлить (бормашинка, дрель, гравер) и сверла разных диаметров: примерно от 0,8 до 4,2 мм
- надфиль
- нож
- полукруглый резец
- пара струбцин
- клей ПВА
- два деревянных брусочка 30×2х1 см.
Изготовление свирели своими руками
Сначала берем деревянные брусочки и размечаем их. Нужно нарисовать границы внутреннего канала свирели, с одной стороны бруска этот канал 1,5 см в ширину, а с другого, 1 см, то есть, канал будет слегка сужаться к концу свирели.
Теперь зажимаем один из брусков в тисочки и начинаем вырезать полукруглый канал. На моей заготовке заштрихована область, которую нужно будет снять резцом.
Аккуратно и не торопясь снимаем стружки, следим за направлением древесных волокон. Они не всегда могут идти вдоль заготовки, поэтому будьте внимательны, иначе резец может пойти криво.
Стараемся прорезать канал до ровненького полукруга по всей длине. Со вторым бруском поступаем точно так же.
Когда обе половинки вырезаны, нужно их зашлифовать. Кусочком наждачки проходим по внутренней поверхности канала, добиваясь гладкости.
После шлифовки переходим к свистку. Отступив 4 см от верхнего края заготовки (где широкий конец канала), рисуем прямоугольник 5 на 7 см, желательно ровно по центру.
Сверлом 4,2 мм делаем три отверстия вплотную друг к другу, так, чтобы получилось овальное окно.
Теперь берем надфиль и доводим окно до прямоугольной формы, согласно сделанной разметке.
После этого тем же надфилем стачиваем одну сторону окна под углом примерно 30-45 градусов. Это самая ответственная часть работы: от остроты и гладкости грани будет зависеть качество звука.
Настало время соединить половинки. Мажем их клеем ПВА и складываем, аккуратно совмещая канал. Прижимаем струбцинами и оставляем сохнуть на пару часов.
Когда клей высохнет, раскручиваем струбцины и берем нож. Срезаем верхнюю часть маленькой деревянной втулки, примерно 1,5 мм, так, чтобы получилась плоская ровная грань. Посмотрите на фото, и все станет ясно.
После этого смазываем втулку клеем и вставляем ее с верхнего конца флейты, формируя свисток. Срезанной гранью наверх, ровно до края свисткового окна.
Ждем пока клей высохнет, и беремся за нож. Аккуратно остругивая заготовку, придаем ей округлую форму, потом заглаживаем шкуркой.
Чтобы было удобно играть, сделаем срез на верхнем конце свирели сзади.
Теперь самое интересное — настройка. Попробуйте подуть в свирель, послушайте звук и проверьте по тюнеру. Если вы все сделали аккуратно, у вас получится Ля диез. Это самый низкий звук, который может извлекать наша свирель.
Всего у нас будет семь нот и шесть игровых отверстий. Разметим их: самое первое отверстие будет в 6 см от нижнего конца свирели, остальные отверстия — с шагом в 2 см.
Вооружившись сверлами разных диаметров, начинаем настройку. Свирель часто настраивают в натуральном мажоре. Это значит, что у нас должен получиться такой ряд звуков: Ля диез — До — Ре — Ре диез — Фа — Соль — Ля.
Общий принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук. Поэтому сперва просверливаем очень маленькую дырочку, слушаем. Если нужен звук чуть-чуть выше, рассверливаем побольше. Главное — не переборщить, потому что сделать отверстие меньше уже не получится.
Сверлить начинаем с самого нижнего отверстия. Когда оно настроено, переходим ко второму. Второе отверстие настраивается при открытом первом и так далее. То есть, когда вы слушаете звук от какого-нибудь отверстия, должно быть открыто это самое отверстие и все отверстия ниже него.
Ну вот и все! Свирель готова, можно начинать играть. А можно и украсить ее на свой вкус. Свою свирель я просто покрыла морилкой.
Источник
Мастерим дудочку своими руками
Когда-то давно чуть ли не каждый мальчишка умел мастерить простейшие музыкальные инструменты своими руками: ударные из аптечных склянок, голосовые — из обычного гребешка для волос и духовые из повсеместно растущих растений. Вспомним, как можно сделать различные дудочки своими руками?
Какие только музыкальные инструменты не мастерили люди своими руками: петрофоны (ударный инструмент из камней), свирели из аптечных пузырьков, ударные из чайных стаканов и бумажных трубок, барабаны из обтянутых кожей горшков, ну и конечно же, всевозможные дудочки и свирели.
Искусство изготовления этих инструментов постепенно забывается, поэтому оставим здесь несколько рецептов для памяти:
Обыкновенная дудочка
Просто построенная дудочка с легкостью может быть использована как в сольном варианте, так и в целом оркестре самодельных инструментов. Для изготовления такой дудочки нужно найти прямую. ровную палочку длиной в 20—30 см и диаметром в 2-3 см. Лучше всего подходит палочка из бузины, так как в ней мягкая сердцевина, которую нетрудно удалить толстой проволокой.
Если же попалась палочка, в которой мягкая сердцевина занимает лишь небольшое пространство, а большую часть занимает твердая древесина, отверстие трубки расширяют тонким металлическим стержнем, раскаленным на огне.
На одном из концов трубки, отступая примерно на 2-3 см от края, прорезают большое овальное отверстие, какое бывает обычно у свистков. Из дерева вырезают небольшой цилиндрик длиной в 2-3 см (толщину этой заготовки нужно рассчитать так, чтобы он туго входил в трубку, а длину его нужно взять такой, чтобы нижний край его приходился как раз над отверстием).
Источник
Мастер-класс по созданию флейты любви
Данный мастер-класс посвящён изготовлению замечательного музыкального инструмента — флейты. И сделаем мы не просто флейту, а флейту любви! По-простому, пимак. Этот инструмент имеет замечательный мягкий звук и приятный тембр, который никого не оставит равнодушным.
Чтобы данную флейту смогло сделать как можно больше людей (а ещё лучше — все, кто просмотрел данный мастер-класс), в работе мы не будем использовать ничего экзотического. Это касается как материалов, так и инструментов. Постараюсь всё изложить в краткой и доступной форме. Все вопросы пишите в комментариях. Итак, начнём 🙂
Для работы нам понадобится:
Материалы:
Инструменты:
- лобзик;
- надачная бумага;
- напильник;
- набор надфилей;
- плоскогубцы;
- острый нож;
- гвоздь;
- тюнер.
Выше приведён краткий список основных инструментов. О всех остальных буду говорить по ходу дела, они обычно есть у всех наверняка.
Из чего мы делать? Будем делать из такого экзотического материала, как бамбук. Использовать именно этот материал советую по простой причине: с ним проще всего работать, и нет необходимости тратить времени на формирование канала. Об этом следующий абзац.
Лирическое отступление. Традиционно пимак изготавливается следующим образом: берётся какая-либо палка, распиливается или раскалывается пополам. В каждой половине формируется желоб. Затем половины склеиваются и из полученной деревянной «трубки» изготавливается флейта.
Мы же пропустим все эти трудоёмкие и времязатратные стадии и будем использовать готовую «трубку», какой и является бамбук.
Купить бамбук можно в садовом магазине. Обычно в таких магазинах продаются бамбуковые опоры в кокосовой стужке. Стружка нам не нужна, выбрасываем. Бамбук оставляем. И используем не по назначению. А вообще, в оборот можно пустить пару бамбуковых удочек, если таковы имеются.
Итак, берём бамбук.
Устройство пимака таково, что вдуваемый человеком воздух идёт не напрямую на срез свистка, а через предварительную камеру. Подробно не рассказываю, обо всём этом поймёте в процессе изготовления. В крайнем случае можно почитать в интернете.
Начнём мы с формирования свистка. Для этого необходимо немного сточить напильником колено бамбука (именно над коленом, а не где попало). Стачиваем заштрихованную область.
После стачивания должны получить что-то вроде этого.
Затем размечаем будущие свистковое и вдувное окошки. Линейкой и карандашом. По крайней мере, нормальные люди берут их. Я беру калькулятор и карандаш.
Окошки по форме близки к квадрату, хотя длина (параллельна колену) чуть больше, и составляет примерно четверть диаметра флейты. Размеры свисткового окошка играют важную роль, размеры и форма вдувного (через которое будет идти воздух) не так важны, это окошко может быть хоть круглым или треугольным. На фото свистковое снизу, вдувное сверху.
Важный момент! Разметить нужно так, чтобы внутренняя перегородка бамбука была строго между окошками. Причём как можно ближе к свистковому окошку. И не надо рассчитывать по внешнему колену. Снаружи колено может быть в одном месте, а перегородка внутри немного смещена на 2-3 мм. А это для нас важно.
Далее необходимо эти окошки вырезать. Я использую для этого самодельный нож (если его так можно назвать) из осколка полотна ножовки по металлу.
Этим ножом мы продавливаем контур вот таким образом
Сделав это несколько раз, мы добьёмся нужного результата
Далее берём плоский надфиль и доводим всё до ума
Причём срез свисткового отверстия мы должны сточить под некотрым углом (30-45 градусов). Это видно на следующем фото, свистковое окошко дальше от нас.
Теперь отвлечёмся ненадолго от свистка и обратим внимание на тело флейты. Пока что мы имеем? Неготовый свисток на бамбуке. И всё. При этом наша флейта пока даже трубкой не является (мешает внутренняя перегородка под другим коленом). Поэтому нужно решить эту проблему.
Для этого требуется отпилить флейту либо до колена, чтобы его вообще не было. Либо отпилить после колена (а может и оставить всё как есть) и убрать внутренню перегородку. Выбор зависит от планируемой тональности (чем она ниже, тем флейта длиннее) и от физики флейты. Подробно про физику не будем. Главное, запомнить правило: размер флейты от свистка до конца должен насчитывать от 17 до 20 внутренних диаметров. Ни больше, ни меньше.
Лобзиком отпиливаем флейту как нам нужно и закругляем надфилем края, если они неровные.
Пример до и после.
Вот теперь, когда флейта уже становится похожей на флейту, вернёмся к изготовлению свистка. После того, как мы причесали окошки, необходимо сточить заштрихованную область на глубину около миллиметра
Сделать это можно небольшой стамеской или всё тем же ножом. Далее подровнять надфилем или наждачной бумагой.
Вид сбоку. Здесь лучше видно глубину только что сформированного прямоугольного желоба, скажем так. Это будущий канал, по которому будет идти воздух.
Далее, в данном случае из обрезков бамбука (хотя можно взять что угодно, главное, чтобы это «что-то» было плоским с одной стороны) мы делаем блок. В самом простом варианте это ровная прямоугольная дощечка, которая должна полностью покрывать наш «прямоугольный желоб». А вообще в качестве блока профессионалы порой используют различные резные фигуры и прочие красоты из дерева.
Наклеиваем данный элемент на своё законное место. При этом не забываем сначала предварительно прижать его пальцем на своё место и проверить звук. Прижимаем и дуем в бамбук со стороны вдувного окошка. Звук не должен передуваться и шипеть. Если передувается, блок нужно сдвинуть от свистка. Если шипит, то, возможно, глубина желоба велика, и необходимо сточить его напильником. Это лишь два варианта плохого развития событий. В каждом случае нужно смотреть индивидуально. Но, допустим, что у вас всё хорошо, и вы приклеили блок куда надо. Получиться должно что-то вроде этого
Осталось дело за малым — сделать отверстия. Первое отверстие (ближнее к свистку) должно быть на расстояинии равном 25-28% длины флейты от свистка до конца. Остальные пять с интервалом в 7-9% длины. Размечаем.
Берём что-нибудь очень горячее (например гвоздь). Берём не руками, а плоскогубцами (хотя если вместо гвоздя что-то длинное, можно и руками) и жгём дырки. Жжём, жжём. В общем, шесть раз жжём.
Получаем уже нечто, очень похожее на флейту
Далее берём тюнер, полукруглый надфиль. Взяли? И теперь долго и упорно растачиваем отверстия, чтобы звук попадал в ноту. Строй пимака — минорная пентатоника. Музыканты-теоретики знают, что это такое. Я нет, поэтому просто использую шпаргалку, какие должны быть ноты.
Важно! Для любителей сэкономить время. Ни в коем случае не используйте свёрла и дрель. По крайней мере обычные. Флейта треснет, пока вы будете делать первое отверстие. Если уж не хотите тратить час своего времени на расточку отверстий, используйте бормашинку и насадки к ней. Либо микродрель-гравер, используемый для гравировки. У гравера высокие обороты, это не позволит флейте треснуть.
Ну, наконец мы сделали игровые отверстия нужного диаметра, используя все известные и неизвестные методы проделывания дырок отверстий. Получилось вот так.
Осталось дело за малым — украсить и пропитать. Украшаю капроновыми нитями тёмно-синего и красного цветов и пропитываю внутренний канал льняным маслом. Флейта готова!
Спасибо за внимание! Будут вопросы, пишите. И не забывайте присылать фотографии ваших флейт 🙂
Источник